Мозг человека — это очень сложная биологическая система, которая сложна логикой обработки информации. Мозг человека способен выполнять такие операции, какие ни одна машина пока выполнить не может. Например, когда педагог слушает грудной женский, мужской или детский голос, то исходя из каких-то параметров он их может оценивать и сравнивать. Хотя грудное звучание ребенка по своему тембру не будет таким же, как грудное звучание взрослого певца, тем не менее оно оценивается как грудное. Машина пока этого сделать не может.
Поэтому аудиторский анализ должен служить необходимым дополнением к аппаратурным методам оценки звучания певческого голоса.
В нашем исследовании мы пользовались методом аудиторского анализа достаточно широко:
— при отборе детей в экспериментальные группы;
— для определения фонетической определенности синтези рованных по спектрограммам гласных;
—в процессе практической работы с детьми;
— для оценки типа регистрового звучания певческого го лоса детей при массовом обследовании, что стало возможным после соответствующей слуховой тренировки экспертов на ос нове разработанных нами акустических эталонов крайних ти пов регистрового звучания детского голоса;
—в процессе развития вокального слуха учащихся и др.
2.4. Принцип разработки эталонов крайних типов регистрового звучания детского голоса
С целью выявления особенностей спектральной картины голоса детей от 7 до 10 лет при фальцетной манере звукообразования в различной области их диапазона, т. е. с различной частотой основного тона Fo, нами было проведено специальное исследование на базе учащихся детской хоровой студии «Горнист» г. Москвы.
В экспериментальную группу были отобраны дети в количестве 16 чел. от 7 до 10 лет с легким, звонким голосом от природы, который принято называть фальцетным звучанием. Испытуемых отбирали в присутствии компетентной комиссии, в которую входили: 3 педагога-вокалиста, из специалистов в области вокального воспитания детского голоса, и врач-фониатр. Все дети, вошедшие в экспериментальную группу, занимались в младшем хоре указанной хоровой студии в течение одного года. Фальцетная манера звукообразования была методом работы хормейстера с детским хором.
При подготовке к эксперименту с детьми было проведено по два инструктивных занятия в индивидуальном порядке с целью освоения программы эксперимента, которая сводилась к следующему заданию: пропеть гласные А, Э, И, О, У в указанном порядке на трех уровнях высоты — в верхнем участке их диапазона Ре2 — Фа2; среднем Fai—До2; в нижнем До] —Ми1.
Каждая гласная тянулась 2—3 с. После каждого гласного звука возобновлялось дыхание. Тон задавали по камертону.
Эксперимент проводился в лаборатории экспериментальной фонетики и психологии речи МГПИИЯ им. Мориса Тореза.
Каждый ребенок исполнял заданную программу по несколько раз. Голоса испытуемых записывались на магнитофон со скоростью 38 см/с. Запись производилась в студийных условиях (в безэховой камере), что обеспечивало достаточную чистоту записи голоса, без примеси посторонних шумов.