Ни до революции, ни сразу же после нее вопрос о развитии детского голоса так остро еще не стоял, так как задачи детского пения были разные: если в старые времена просто использовали лучшие от природы детские голоса в церковных хорах или в светском пении, то в годы Советской власти речь шла о всеобщем музыкальном воспитании.
Осуществляя эстетическое воспитание детей средствами пения, учитель выполняет задачу: научить любого ребенка петь, независимо от его природных данных (исключая патологические случаи), максимально развить его вокальные способности.
В первые послереволюционные годы в силу сложившихся обстоятельств основная задача была — охрана детского голоса.
В послевоенный период вопрос о развитии детского голоса поднимается, но мнение о том, что лишь фальцетное пение до 10—11-летнего возраста обеспечит всем детям оптимальное развитие голоса, как показала практика, оказалось не во всех случаях правильным: у детей, воспитывающихся в хорах, где используется в основном фальцетная манера звукообразования, голоса развиваются слабо в отношении тембра и динамики. В этом нас убедили наши многолетние наблюдения за работой некоторых детских хоровых студий, где используется методика вокальной работы, основанная на фальцетной манере пения в течение всего домутационного периода. Женский хор из числа учащихся, пропевших по несколько лет в таких хорах с детства, звучит так же, как и пионерский, т.е. голоса развиваются недостаточно и весьма односторонне.
Наряду с издавна сложившимся мнением о необходимости использования лишь фальцетной манеры голосоооразования у детей до 10—11 лет в последние годы широкое распространение получила иная точка зрения на методику вокального воспитания детей того же возрастного периода, основанная на использовании преимущественно грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д. Е. Огороднов и его последователи.
Едва ли можно предположить, что использование в процессе обучения какого-то одного голосового регистра (фаль-цетного или грудного) будет в равной мере целесообразно для развития голосов у всех детей. Как показали наши исследования, дети от самого рождения проявляют индивиду альные различия в отношении голосовой функции, а в процессе спонтанных вокализаций могут использовать различные голосовые регистры, присущие человеческому голосу. Поэтому обучать детей пению до периода наступления мутации в каком-то одном голосовом режиме нет никаких оснований.
Следовательно, нужен какой-то иной подход к построению методики вокальной работы с детьми в отношении реализации задачи оптимального развития их голосов.
Из анализа специальной литературы ясно, что методика вокальной работы с детьми строится на основе представления о регистровых возможностях детского голоса, что до настоящего времени еще мало изучено и является предметом споров и разногласий как в теории, так и в практике детского пения. Поэтому новый подход возможен лишь на основе более глубокого изучения закономерностей звукообразования в различных регистрах голоса и восприятия певческого звука детьми, а также их голосовых возможностей при помощи объективных методов исследования.