Цифровой звук. Реальный мир стр.320

Ниже описаны методики рациональной работы, помогающие сэкономить время.

■ Как можно меньше ручной работы. В большинстве программ нотной записи, в том числе в программах Sibelius и Finale, предусмотрены опции выбора между автоматическим и ручным размещением таких “подгоняемых” элементов, как лиги. Сначала обязательно воспользуйтесь опцией автоматического размещения. Растягивать и сжимать лиги вручную — дело достаточно утомительное, но мало того, что это отнимает время, все равно позже вам придется делать эти коррекции повторно.

■    Используйте групповой ввод. Старайтесь избавиться от монотонного повторения одних и тех же операций. Вы, по всей видимости, уже разобрались, как, используя операции копирования и последующей повторной вставки, сэкономить время на вводе повторяющихся элементов. Использование функции группового выделения (multiple select) также позволит уменьшить объем работы. Например, если необходимо добавить знаки “стаккато” к группе нот, не делайте этого путем последовательного ввода. Используйте инструмент группового выделения (multiple-select) для выбора нужной группы нот и затем примените операцию ввода ко всем выбранным нотам одновременно. В программе Finale используйте инструмент Mass Edit; в программе Sibelius воспользуйтесь опциями меню Edit^Filter.

■    Используйте возможности сокрытия партитуры. Несмотря на внешнее сходство, программы нотной записи принципиально отличаются от текстовых редакторов. В программах нотной записи для всех объектов и текстовых элементов определены позиции по отношению к нотному стану. Это обычно экономит время, потому что большинство объектов нотной записи естественным образом привязано к нотному стану: при перемещении нотного стана, изменении компоновки нотного листа, извлечении партий все элементы должны автоматически занимать надлежащие позиции. Но в ряде случаев возникает необходимость в более “свободной” форме макета листа, например при вводе в партитуру больших текстовых блоков, создании специальных вариантов нотной записи или разработке экзаменационных билетов для учебных целей. Секрет создания такой свободной формы макета прост — скройте нотные станы, ноты и остальные элементы. Особенно просто это сделать в программе Sibelius: вы можете использовать окно Properties или выбрать тип нотного стана (staff type) для того, чтобы полностью скрыть партитуру. В программе Finale для того, чтобы скрыть разные типы элементов, придется использовать соответствующие инструменты; например, чтобы скрыть нотные станы, выберите Staff Tool и используйте опцию Staff Attributes. Скрытые нотные станы и тактовые границы продолжают действовать, выравнивая ноты: элементы партитуры остаются на месте, хотя внешне все выглядит так, как будто они свободно разбросаны по листу.

Распечатка, воспроизведение и коллективное использование партитуры

Раздача партитуры, подготовленной на компьютере, музыкантам, соавторам, заказчикам и кому угодно еще влечет за собой ряд вопросов. Если окончательный вариант должен быть отпечатан на бумаге, при правке верстки партитуры и (в случае, если это необходимо) выделении из нее инструментальных партий необходимо исходить из запросов исполнителей. Одно из достоинств цифровой нотной записи заключается в том, что печатные ноты уже не являются единственным вариантом распространения сочинения: можно создавать высококачественные аудиозаписи компьютерного исполнения партитуры, переносить редактируемые файлы в другие приложения, раздавать их пользователям и в электронном виде распространять и продавать их по сети.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒