
Знаки альтерации выставляют также перед ключом в начале музыкального произведения: тогда ноты, соответствующие этим знакам, должны браться измененными на протяжении всего произведения, даже если они будут встречаться в разных октавах:
Ноты, отмеченные * — 0а (?«^з, а • — си бемоль.
Знаки дубль-диез и дубль-бемоль перед ключом не выставляются, а встречаются н музыкальных произведениях как случайные.
Приведенных данных о нотной записи вполне достаточно для началы-кич (бучения гитариста.
III. ОСНОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. БУКВЕННО-ЦИФРОВАЯ ЗАПИСЬ НОТ И АККОРДОВ. ТАБУЛАТУРА
3.1 Обозначение пальцев рук гитариста
Обозначения пальцев пр_акой руки происходят от их испанских названии:
р |
риіуаг |
большой |
+ |
і |
іп сі ех |
указательный |
• |
т |
шесііит |
средний |
* * |
а |
а пи Іа г |
безымянн ын |
• • • |
е |
ехїгето |
мизинец |
В некоторых изданиях можно встретить обозначения, приведенные в правой части таблицы.
3.2 Обозначение струн
Струны, на которых извлекается указанная нота, обозначается цифрой в кружочке.
Букварь гитариста
3.3 Буквенное обозначение нот
Если нужно обозначить ноту с диезом или бемолем, соответствующий знак выставляется сверху у буквы, например, (/- до-диез или А — ля-бемоль. В зарубежных сборниках часто нота си обозначается буквой В, а си-бвмоль — Вг.
3.4 Расположение нот, на грифе гитары
Сравните приведенные ниже два примера, показывающие расположение ступеней гаммы до мажор на грифе гитары до V лада с помощью нотной записи и с использованием буквенных обозначений нот;
На рисунке горизонтальные линии ®, ©, ®, 0, ©, ©-струны гитары, слева по вертикали буквы Е, И, С, О, А, Е — это открытые (неприжатые) струны гитары, т.е. строй гитары ми, си, соль, ре, ля, ми, римскими цифрами обозначены лады гитары, ограниченные порожками — двойными вертикальными линиями и. н а кон ей,-расположение нот на грифе гитаре. Схема показывает, что, если, например, поставить палец левой руки па 111 лад 5-й струны и извлечь правой рукой звук, то будет звучать нота до (С). В местах участка грифа, где не проставлены ноты, находятся’ повышенные на полтона, т.е. с диезом (Ц) или пониженные на полтона, т.е. с бемолем ([>) ноты. Например, если прижать первую струну на II ладу и извлечь звук, то будет звучать ^ [фа-диез) или (л’ (соль-бемоль).
Следует напомнить, что между звуками до мажорной гаммы, взятой за основу обозначения нот, расстояние 1 тон (т.е. 2 полутона), исключение составляют ноты Е и Е, а также Н и С, между которыми расстояние в полтона. Глядя на схему, легко заметить, что расстояние между двумя ладами на грифе гитары составляет полтона.
Поэтому, чтобы найти лад, на котором находится та или иная нота, надо от открытой струны перемещаться по ладам, прибавляя по полтона до искомой ноты. Например, вы хотите вычислить, где на второй струпе находится нота ре (О). Открытая вторая струна — это звук си (Н). Прибавляя к ней полтона, т.е. зажимая струну на I ладу, мы л
получим звук до (С), н а втором ладу — до-диез (С*) и, на коней, на III ладу — ноту ре (О).
На следующей странице показана полная схема расположения нотных знаков на грифе гитары. Римскими цифрами по вертикали обозначены лады грифа, Изучите эту схему и потренируйтесь мысленно находить заданные ноты на грифе гитары.