Занимательная теория музыки стр.1

—    Любознательные, присмотритесь к клавиатурам: зеркальная симметрия и отражающая звуковую, свойственную нашей темперации…

—    Ну, и что же?..

—    Познакомьтесь, тогда узнаете — что. У кого не хватит любознательности и терпения, прочитайте хотя бы одну «Главу без названия».

Авторы элементарной теории музыки считают, что книгу нужно начать с кратких сведений из области общей эстетики. Необходимость этого диктуется следующими соображениями.

1.    Педагогическая практика показывает, что наша молодежь, в общем, стихийно стремящаяся к искусству, не задумывается над его теоретическими вопросами, не осознает значения и роли искусства, в частности музыки, в жизни общества и отдельной личности. Общеобразовательная школа только сейчас делает попытки ввести в программу обучения курс эстетики.

Естественно, что акцент ставится на самом эстетическом воспитании, особенно в младших классах, а не на теоретических вопросах эстетики. Что касается школьников старших классов, то обязанность педагогов всех специальностей учить их мыслить, самостоятельно делать выводы и заключения, приобщить к чтению не только беллетристики, но и популярной литературы по различным вопросам науки, искусства, этики, эстетики…

К сожалению, в наших библиотеках, читальных залах пока еще мало литературы, в которой сложные проблемы освещались в яркой и доступной форме. Мы можем назвать следующие книги: «Занимательная физика» Я. Перельмана, «Необычное литературоведение» С. Наровчатова, «Занимательные математические игры» Е. Гика, «Через задачи — к программированию» В. Касаткина, «Дерзание духа» А. Лосева, «500 музыкальных загадок» Я. Экерта *.

2.    Как ни странно, в музыковедческих трудах как будто солидных, серьезных авторов до сих пор нет единого мнения о том, что является материальной основой искусства музыки.

С позиций нашего скромного педагогического труда мы не можем полемизировать с профессиональными философами и эстетиками. Позволим себе сослаться на книгу Н. Корыхаловой «Интерпретация музыки». Автор справедливо критикует некоторых зарубежных и советских специалистов, называющих нотный текст материальной основой музыки **. В результате нашего многолетнего общения с учениками подросткового возраста мы не раз наблюдали, что большинство из них делает ту же ошибку. Но все же из группы в пятнадцать — двадцать человек хоть один на вопрос: что является физическим материалом музыки — отвечает правильно — звук.

Когда говорят о современных достижениях науки и техники, иной раз упоминают: «…то. что теперь .известно любому школьнику, стало азбучной истиной, потребовало многих веков напряженной работы человеческой мысли, исследований, опытов, гипотез».

В нашем случае все наоборот: то, что понятно и бесспорно, правда не для любого школьника, а для самых смышленых из них, почему-то является проблематичным для целого ряда философов, эстетиков, искусствоведов (музыковедов) и прочих специалистов того же типа.

Итак, мы надеемся, что приведенные соображения о желательности и необходимости введения краткого очерка общей эстетики доказаны.

| далее ⇒