Рассказ о гитаре стр.8

Как видите, сделано было многое. Но это еще не все. И пожалуй, не главное.

До Сеговии считалось, что репертуар гитары ограничен, что ев шесть струн ставят непреодолимые преграды перед многими произведениями. Андрее Сеговия разрушил это предубеждение. Он доказал, что гитаре доступно почти все.

Когда листаешь нотные сборники для гитары, часто встречаешь имя испанского композитора Исаака Альбениса. Но Альбенис специально для гитары никогда не писал. Это Сеговия искусно переложил многие его произведения, среди которых есть ПОДЛИННЫ»’ шедевры, и теперь с трудом верится, что автор и не предполагал их исполнения на гитаре.

Более того, есть среди сочинений Альбениса вещи, которые уже «не звучат» на фортепиано, после того как Сеговия, а вслед за ним и другие гитаристы, стали исполнять их на гитаре. Тот, кто любит классическую гитару, прекрасно знает «Легенду» Исаака Альбениса (иногда ее объявляют как «Астурию»). Это удивительно красивое произведение настолько сроднилось с гитарой благодаря Сеговии, что исполнение его на каком-либо другом инструменте кажется теперь просто немыслимым. А ведь первоначально «Легенда» была написана для фортепиано.

В репертуаре Сеговии появились сочинения величайших композиторов: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена. Бели при выступлении современного гитариста объявляется, например, скрипичная «Чакона» Баха, мы воспринимаем это как должное. А когда Сеговия переложил ее для гитары и впервые включил в программу своего концерта, не было недостатка ни в недоумении, ни в откровенных насмешках. Перед Сеговией стояла двойная задача: мало было просто хорошо сыграть «Чакону», надо было еще и доказать, что она не теряет выразительности, глубины и силы в исполнении на гитаре.

«Чакона» — только один пример переложения произведений Баха для гитары. А Сеговия взял далеко не одно сочинение и у Баха, и у многих других композиторов-классиков. Ему пришлось просмотреть, изучить, тщательно проанализировать тысячи произведений, чтобы отобрать для гитары полноценный репертуар, не уступающий репертуару любого другого концертного инструмента.

Но и это Сеговии казалось недостаточным. Он считал, что гитара не должна ограничиваться заимствованием музыки, написанной для других инструментов. Композиторы должны сочинять специально для нее.

Мы уже знаем, что для гитары сочиняли и раньше. Она располагала большим собственным репертуаром — вспомним имена Мауро Джулиани, Маттео Каркасси, Фернандо Сора, Франсиско Тарреги. Многие сочинения этих композиторов стали классикой. Но деятельность Сеговии раскрыла новые возможности гитары, она окончательно утвердилась как инструмент, способный воссоздавать сложнейшие полифонические произведения. И если с этой точки зрения перебрать прошлый гитарный репертуар, окажется, что таких сочинений было немного. Поэтому Сеговия обратился к композиторам с предложением писать специально для гитары.

Формы сотрудничества великого гитариста с композиторами были самыми равными. Кому-то достаточно было просто предложить, а кого-то надо было и уговаривать. Так произошло, например, с итальянским композитором Марио Кастельнуово-Тедеско. На первое письмо Сеговии композитор ответил, что не в состоянии выполнить его просьбу, ибо не имеет ни малейшего представления о том, как писать для гитары. Тогда Сеговия следующее письмо начал с объяснения, как настраивается гитара, затем привел

⇐ вернуться назад | | далее ⇒