Рассказ о гитаре стр.4

Так что лучше придерживаться лишь того, что известно достоверно: семьсот лет назад гитара уже была.

В ее истории можно проследить пять отчетливых периодов. Условно назовем их так: становление, застой, возрождение, упадок, расцвет.

Становление длилось около полутора столетий — примерно до середин 1и четырнадцатого века. В это время гитара вытесняет не которые примитивные струнные инструменты, овладевает пусть весьма несложным, но своим собственным репертуаром, становится одним из любимых народных инструментов в Испании и понемногу проникает в другие европейские страны. Но не успела гитара как следует окрепнуть и набраться сил, как в Европе появилась лютня. Сюда ее завезли арабы. Заморская пришелица очень скоро оттеснила гитару, да так энергично, что на целых четыре столетия приостановила ее развитие. Это и был период застоя.

То, что гитара не выдержала конкуренции с лютней и отошла на задний план, легко объяснимо. Лютня очень древний инструмент, в первоначальной форме она была знакома еще жителям Вавилона. К моменту своего появления в Европе лютня обладала

развитыми приемами игры и обширным репертуаром. К тому же европейские музыканты принялись совершенствовать лютню, питать для нее новую музыку. Поэтому соперничество лютни с гитарой никак не могло тогда сложиться в пользу последней.

Но соперничество бывает разным. Лучше, если более сильный партнер пробуждает не зависть и раздражение, а желание разобраться в его сильных сторонах и в собственных недостатках. Гитара выбрала именно этот путь, и выяснилось, что период застоя не сломил ее, а заставил учиться.

Гитара постепенно научилась исполнять богатейший репертуар лютни, воспользовалась многими приемами игры на ней, и к середине восемнадцатого века начался обратный процесс — гитара стала вытеснять лютню. Это тоже было объяснимо: возможности двух инструментов вроде бы сравнялись, но играть на гитаре было удобнее благодаря узкому и длинному грифу.

Вытеснив лютню, гитара не забыла свою учительницу: даже I» наши дни, когда репертуар гитары стал несравненно шире былого репертуара лютни, гитара нередко с концертной сцены исполняет старинную лютневую музыку. А сама лютня сейчас такой же редкий инструмент на подмостках концертных залов, как, скажем, клавесин или клавикорд.

Но мы забежали вперед. Еще только начался период возрождения, и гитаре требовались свои энтузиасты. К концу восемнадцатого века их было уже немало, а в начале девятнадцатого столетия мы

«Любитель му.шки». Гравюра В. Ираускопфи с картины Г. Кауфманна находим среди них имена прославлен ных музыкантов.

Превосходно играл на гитаре Ник-коло Паганини. «Я король скрипки,— говорил он,—а гитара моя королева». Паганини написал немало произведений для гитары — романсы, сонаты, вариации. Он включал гитару в свои квартеты вместе со скрипкой, альтом и виолончелью.

Играли на гитаре и писали для нее Франц Шуберт, Карл Вебер, Гектор Берлиоз. В записках Берлиоза упоминается, что он обязан гитаре своим первоначальным музыкальным образованием.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒