Рационализаторская мысль продолжала работать дальше. Стремясь к упрощению нотного письма, перестали к каждой линии писать различные буквы. Ограничились одной, от которой стали вести «отсчет», находя звуковое значение каждой линии и промежутков между ними. Так один знак, поставленный в начале cтрочки на определенной линии, раскрывал смысл остальных линий и стал называться ключом.
Увы, в истории создания нашего нотного письма мы не нашли указания на то, складывалась ли система ключей — До, Фа, Соль — в связи с еще неосознанным в смысле ладового значения звукорядом с его тоникой, субдоминантой, доминантой. Была ли это гениальная проницательность на века вперед или это случайность’ Думается, что не случайность.
Мы уже имели возможность убедиться, что для своей многообразнейшей, многосторонней деятельности человек находит образцы в природе, причем в природе самого себя, cвое естество и существо расценивает как часть мироздания.
И случилось так, что, наперекор законам социологии и психологии, самый скромный стал самым популярным и, без преувеличения можно сказать, завоевал под именем скрипичного весь мир, хотя и ставился «на пустом месте», а не на второй линейке нотного стана. Правда, эго завоевание он совершил не сам, а в паре с басовым. Когда началось развитие инструментальной музыки и клавишные инструменты приобрели популярность во всех странах Европы, появилась необходимость в объединении двух нотных станов в одну систему: две нотные строчки (верхняя — в скрипичном ключе, нижняя — в басовом) стали соединять вертикальной чертой и фигурной скобкой (акколадой). Тогда же появились добавочные линейки. Так возникла новая симметрия нотного письма. Вместе с добавочной линейкой между двух нотных станов образовался как бы одиннадцатилинейный стан в двух ключах. В центре его на добавочной линейке оказалось (1о первой октавы для скрипичного ключа на первой добавочной снизу, для басового — на первой добавочной сверху. Если позволить себе маленькую натяжку и написать эту добавочную на одинаковом расстоянии от обоих нотных станов, то действительно возникает зрительная симметрия. Однако делать этого не стоит. Наоборот, следует писать аккуратно, чтобы было ясно,— верхняя или нижняя добавочные находятся между двумя нотными станами. Некоторые педагоги допускают еще одну натяжку, предлагая в басовом ключе нумеровать линейки в обратном порядке, то есть пятую считать первой и соответственно все остальные. Тогда действительно получается зеркальная симметрия, действительно, как указывают эти педагоги, в начертании скрипичного ключа содержится фигура басового (только «вверх ногами»).
В XVIII веке осталось четыре ключа: скрипичный, басовый, из ключей До — альтовый и теноровый. Все высокие голоса (женские, детские и тенор) стали пользоваться скрипичным ключом (тенор звучал на октаву ниже). Бас и баритон — в басовом. Аналогично все инструменты высокого и среднего регистров пользуются скрипичным ключом (кроме смычкового альта); инструменты низкого регистра— басовым (кроме тромбонов). Ключи До применяются: альтовый, как уже было сказано, для смычкового альта, кроме того для альтового тромбона; теноровый для тенорового тромбона, для высокого регистра виолончели и фагота. Объединенные ключи (скрипичный и басовый) кроме фортепиано применяются для органа, арфы, баяна, аккордеона, а также для вокальной хоровой музыки.