
На помощь здесь приходит графическая симметрия. Дело в том, что любые прилегающие звуки записываются на нотном стане относительно проведенной прямой так, чтобы верхний и нижний штили (в двухголосии) были как бы продолжением друг друга:
Это правило касается как полифонической, так и гомофонной музыки. Им же следует руководствоваться при написании аккордовых сочетаний. При этом две рядом стоящие ноты должны разделяться штилем (в случае, если длительность целая, всегда можно проверить правильность написания прилегающих секунд, добавив штиль) и следовать в восходящем порядке наподобие звукоряда, а не как-нибудь иначе:
Мы подробно описали графику нот на нотном стане. Такой же тщательности требует и изображение пауз.
Паузы… В индийской поэзии есть выражение «Голос Безмолвия». Вместо обыденно скучного определения — «перерыв в звучании» можно воспользоваться этими словами как метафорой. «Молчание,— часто говаривал В. Моцарт,— величайший эффект в музыке».
О различной выразительности и значении пауз вам, наверняка, рассказмвают ваши педагоги исполнительских классов. А наше дело показать их начертание на нотоносце, то есть графику, предупредить некоторые ошибки:
Обращаем внимание на то, что нередко учащиеся попросту не знают начертание целой и половинной пауз, путают их, изображая на нотоносце по диагонали. Предлагаем несколько ребячливый, но удобный способ запоминания: «Половинная лежит, целая — висит».
Громкость звука изображается на письме латинскими буквами, являющимися начальными в словах: f (forte), р (piano), ff (fortissimo), pp (pianissimo), mf (mezzo forte), mp (mezzo piano), sf (sforzando), rinforzando (например, частое обозначение rfz, rinfz. в фортепианных произведениях Ф. Листа).
Постепенные усиления или затухания звука обозначаются на письме словами crescendo (крещендо), diminuendo (диминуэндо) или графически вилками:
Следует иметь в виду, что указанные термины, равно как и темповые обозначения, а также обозначения, касающиеся характера исполняемой музыки, целиком относятся к стилю и зависят от него. Это относится к штрихам и фрази-ровочным лигам: legato (связно), staccato (отрывисто), portamento (полулегато, полустаккато), non legato (несвязно), legatissimo (предельная связность, например, в произведениях Ф. Шопена). На практике штрихи выражаются в том, с к о л ь к о времени звучит тот или иной звук и как он извлечен. В произведениях, например, В. Моцарта и Ф. Шопена это выглядит по-разному. Моцарт -оперный композитор и в своей инструментальной мелодике передает живую речь. Поэтому музыкальные темы его фортепианных сонат всегда имеют прообраз в реально поющейся мелодике — оперной арии, романсе, песне. Их всегда можно спеть. Отсюда обилие коротких лиг в моцартовских подлинниках (уртекстах). Редакторы XIX—XX веков безжалостно уничтожают эти лиги, заменяя их длинными, как у романтиков. Они не понимают, что петь можно по-разному — на коротком дыхании (Моцарт) и длинном (Шопен).
Мелодия Ноктюрна Des-dur Шопена (пример 60) свободно разливается, парит на протяжении двух длинных тактов. Окончание одного мотива служит началом следующего, что не свойственно Моцарту. Она не укладывается ни в диапазон человеческого голоса, ни в рамки дыхания. Эта мелодия далека от человеческого произнесения. Было бы кощунством подставить под нее слова. Скорее можно себе представить, что человек слушает пение внутри себя, не связанное никакими ограничениями.