В этих биологических процессах мы воспринимаем два момента: например, в дыхании — вдох и выдох, то есть — сильное и слабое время (долю).
Таким образом, двудольность заложена в природе. Ее мы наблюдаем в обыденной речи, особенно ярко — в стихах, а также и в музыке.
Т рехдольность получается в результате деления целого на наименьшее нечетное, то есть три.
Итак, в двудольности мы имеем чередование сильной и слабой долей, в трехдольности — сильной и двух слабых. Эта закономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке.
Двудольность, например, в поэзии выражается в хореической стопе.
Мчатся тучки, вьются тучки.
Невидимкою луна.
Это вам уже известно, конечно, из уроков литературы. Известен вам также и дактиль:
Тучки небесные Вечные странники…
Небезынтересно отметить, что стопы отличаются друг от друга местоположением ударного слога. Если начальный слог ударный, а второй безударный, то это — хорей. Если наоборот — ямб. Ту же зависимость нетрудно уловить в дактиле и анапесте. В первом — начало сильное и два слабых окончания, во втором наоборот. Наверное, наши любознательные смекнули, что в этом затейливом противоположении действует все тот же известный закон симметрии. А вот как наглядно представлена симметрия стоп в книге болгарского преподавателя Крума Мифитишева «Музыка в гимнастике» (София, 1977).
Автор приводит эту схему для доказательства родства поэзии и музыки, а нам она весьма удобна для иллюстрации закона симметрии, который существует в природе и во всех видах искусства.
Возвращаемся к рисунку К. Мифитишева. Заметьте, что амфибрахий сам по себе симметричен, а в совокупности с дактилем и анапестом он образует трехступенчатую симметрию (в отличие от двуступенчатой, представленной ямбом и хореем).
В применении к поэзии существует термин поэтическая метрика. Применительно к музыке — метр, хотя полного совпадения в этих понятиях нет. Следовательно, метром в музыке будет чередование сильных и слабых долей с различным их соотношением.
Упомянутые в конце предыдущей главы цифровые обозначения при ключе и вертикальная черта являются выразителем метра в нотописи. Верхняя цифра указывает на количество долей в такте; нижняя — на длительность этой доли или единицу пульсации.
Следовательно, тактом в музыке называется отделение вертикальной чертой суммы длительностей, указанной при ключе.
Ни в коем случае нельзя считать это обозначение дробью, как это некоторые ошибочно представляют себе и даже пишут, разделяя верхнюю и нижнюю цифры чертой, совсем как в математической дроби. В солидном учебнике Л. Красинской и В. Уткина «Элементарная теория музыки», вышедшем в 1983 году, на страницах 40—41 это досадное упущение не только не ликвидировано, но, напротив, предлагается как некая прогрессивная методика.
Наиболее ярко метр ощутим в танцевальной музыке, например двудоль-ность — в польке:
Двудольные и трехдольные такты называются простыми тактами. Бывают случаи, когда пьеса начинается не с начала такта, а с его середины или конца. Такое явление называется затактом.
Н. Римский- Кореаков . Песня Индийского госгя из оперы мСедко”