Таким образом, вы уже убедились, что ритм, исходя из вышеприведенного примера, есть внутреннее выражение метра; его живое конкретное проявление мы ощущаем как внутреннюю заполненность теми или иными длительностями, ритмическими фигурами данной метрической пульсации.
Понятие ритма в его широком значении в применении к природе живой и неживой несколько не сходится с этим словоупотреблением в музыке. Скорее понимание двудольного музыкального метра как чередования акцентируемой и неакцентируемой долей характеризует те биологические процессы, о которых мы уже говорили (дыхание, сердцебиение). И все же, какими бы разнообразными ни были метроритмические структуры, в музыке безраздельно господствует двудоль-ность. Меняется лишь точка отсчета. И понять это помогает исключительный универсализм все той же теории относительности А. Эйнштейна. В самом деле, возьмите вальс и считайте тактами, то есть укрупните единицу пульсации. И у вас неизбежно получится двудольность. Этим, кстати, объясняется частое наличие к вальсам (особенно венским) вступлений, состоящих из четырех тактов (собственно повторенный двутакт), в которых басы поочередно берут то тонику, то доминанту, а надстройка (аккорд) при этом не меняется…
Однако традиция словоупотребления такова, что мы не можем от нее отступать. И в медицине, и в быту мы говорим о ритме или аритмии. И музыканты, и немузыканты употребляют иной раз выражение: в ритме вальса, польки, не заботясь о точности терминологии. Подробнее об этом будет сказано в главе «Терминология».
В одной из искусствоведческих работ мы встретили ссылку на книгу Д. Горского «Логика и методология науки» (М.: Наука, 1967). В ней на странице 104 речь идет «©’соотношении точного и неточного в точных (разрядка наша.—
Е.М., Г.В.) науках». Вы наверняка знаете, что теория музыки не претендует на высокое звание точной науки. И, если вы заглядывали в словари, музыкальные и общие, и разные учебники теории музыки, то, конечно, встречали разные определения понятия ритм. Все же мы хотим дать свое, не обязывая наших читателей «вызубрить» его.
Музыкальный ритм есть движение звуков и пауз, разнообразных по длительности (чаще) или однообразных (реже) на фоне какого-либо метра, причем общая сумма всех длительностей равняется цифровому обозначению при ключе, то есть размеру такта. Короче говоря: поток звуков в условную по темпу единицу времени есть ритм.
Кто-то из музыкантов сделал такое сравнение: метр — это как бы канва (сетка), а ритм — узор, который вышивается по ней. Считаем такое сравнение выразительным и убедительным.
Ритм — важнейшее средство музыкальной выразительности. Недаром, характеризуя ритм, применяют разнообразные выражения: прихотливый, игривый, капризный, спокойный, угрожающий, монотонный и многие другие. Конечно, в подавляющем большинстве случаев ритм приобретает свой характер в сочетании с определенной мелодией, гармонией, темпом, регистром, тембром и другими компонентами музыки, но возможно и самодовлеющее значение ритма в отрыве от прочих компонентов. В национальной музыкальной культуре различных народов, например узбеков, таджиков и других, бытуют танцы под аккомпанемент одних ударных инструментов и никакой музыкальной интонации! В симфонической музыке можно указать на интереснейшие примеры, когда зловещий ритм барабанной дроби господствует над всем оркестром и как бы задает тон всей музыке. Имеем в виду «Болеро» М. Равеля и «тему нашествия» первой части Седьмой симфонии Д. Шостаковича.