
А теперь, дорогие читатели, отвлекитесь от всех сложностей вышеприведенного анализа (увы, без него не может быть никаких сколь-нибудь стоящих выводов!) и обратите внимание на простоту записи, в которую облек свой прихотливый замысел композитор. Согласитесь, он легко мог бы усложнить ее, но не сделал этого, не «испортил» внешний вид нотной записи. Шопен пишет просто, ясно и смело. Как величайший мелодист, он сумел гениально объединить полиритмически скрытое двухголосие партии правой руки с обычным вальсовым аккомпанементом партии левой, не оставляя в стороне и приятность от чисто физических ощущений при игре. В развитии технических навыков пианиста Шопен особое внимание уделяет координации движений обеих рук, то есть ощущению каждой руки в отдельности при их одновременной игре. Если понаблюдать за скоростью движений обеих рук во время исполнения анализируемого Вальса, то мы сразу же заметим, что правая рука играет чуточку скорее левой, но строго совпадая в началах всех тактов. Иначе говоря, каждая рука играет в своем темпе, а объединяет их в один общий темп единая точка отсчета — сильная доля каждого такта. А если сюда прибавить смелую шопеновскую педаль, воспроизводящую эффект восхитительной условной «грязи», знакомой вам, читатели, по экспериментам с натуральным звукорядом, то это и будет одним из примеров того, ето обычно называют даром гения…
Не вдаваясь в широкий исторический экскурс, замечаем, что музыка, выбившись из состояния безладовости и нерегулируемости ритма, овладев ладом и метроритмом, снова стала проявлять поползновения к возврату прошлого, употребим здесь модное нынче слово — ретро.
Еще одним проявлением нерегулярности движения является синкопа (от греч. вупкорё — обрубание, сокращение). Известно, что поначалу она возникла в ударной инструментальной музыке африканских народов, а затем — стала одним из характернейших выразительных средств американского негритянского джаза.
А вот как удачно, на наш взгляд, описывает явление синкопы известный американский композитор, дирижер и музыкальный просветитель Леонард Бернстайн: «Можно хорошо понять, что такое синкопирование, если сравнить его с биением сердца, ровным и постоянным, но вдруг, в момент какого-то шока, нарушенным и опустившим один удар. Синкопирование очень похоже на эту физиологическую реакцию»*. Интересно заметить, что это замечательное объяснение точь-в-точь совпадает с медицинской трактовкой термина «синкопа»: «глубокий обморок, вызванный внезапным упадком сердечной деятельности»**.
Во многих отечественных и зарубежных учебных изданиях широко распространено определение синкопы как перенесение акцента с сильной доли на предшествующую ей слабую***.
Предлагаем учащимся в приведенных примерах и в образцах из классики самостоятельно найти различные виды синкопирования. Классификация синкоп по месту их обнаружения в том или ином примере, а именно: внутритакто-вая, междутактовая существенно ничего не добавляет к самому явлению и понятию синкопы. Эти названия говорят сами за себя.
Следует хорошо себе уяснить, что метроном задает темп, но играть под него нельзя, разве что пьесы, требующие непрерывно-ровного движения, например тарантеллу, perpetuum mobile *, токкату, некоторые этюды (но, разумеется, не Ф. Шопена и Ф. Листа) и подобные им пьесы. Искусная фортепианная игра, к примеру, ни в коем случае не предполагает метрономичности, но в воспитании исполнительского чувства меры в передаче темпо-, метроритма того или иного произведения метроном может сослужить отличную службу.