В учебной практике, например, на занятиях сольфеджио (в пении по нотам) темп устанавливают посредством тактирования рукой и требуют сопровождать им пение (некоторые, по недоразумению, называют это дирижированием). Однако замечено, что не все учащиеся, в особенности в младших классах, могут координировать движение руки с голосом. У таких учеников следует добиться свободного, непринужденного тактирования отдельно, а потом сопровождать им пение. Некоторые учащие (а не учащиеСЯ) впадают в ту ошибку, что превращают тактирование в самоцель, не учитывая того, что оно лишь средство для достижения правильного исполнения ритмики. Встречаются ведь ученики, свобод но читающие даже сложные ритмические фигуры без помощи рук. Так зачем же принуждать их к фигурным движениям руки в пространстве?
Считаем также излишним показ всех схем тактирования, достаточно двух-, трех- и четырехдольных схем.
Все сложные и смешанные размеры (на 6, 9, 12, 5, 7) можно воспроизводить сложением простых схем. В результате плохой координации движений рук с пением многих учащихся затрудняет шестидольник. При отсутствии в группе таких учеников, разумеется, можно его использовать.
Итак, в этой главе мы выяснили метроритмическую организацию звуков в музыке и способы фиксирования ее (организации) в нотном письме. Логику взаимосвязи самих звуков, звуковысотную организацию музыки рассмотрим в главе «Лад, тональность, гамма».
Глава VI
…«Прарастение» (игрПапге) Гёте: корень, в сущности, не что иное, как стебель; стебель, не что иное, как лист; лист, опять-таки, не что иное, как цветок: вариации одной и той же мысли.
Антон Веберн
Бионика и музыка… Бионика и Шопен, и клавиатура фортепиано, и связь видимого и слышимого, симметрия… А дальше… и пошло и поехало, как из рога изобилия! Симметрия строения гаммы, ладов, интервалов, аккордов, мелодии, сонаты, симфонии, аппликатуры в фортепианной игре. Всего не перечислишь!
Кто-нибудь, возможно, недоумевает: «При чем же здесь бионика? Может быть, это опечатка?» Нет. Попробуем доказать, что «при том и при всем». Вы, если не из школьных программ, то из самой жизни (хотя школьные программы и должны быть частью жизни) представляете себе в общих чертах содержание молодой еще науки бионики. Применение в технике принципов действий живых организмов. Такая формулировка, надеемся, удовлетворит и биоников (биотехников) и небиоников.
Человек на заре цивилизации создавал орудия труда, которые в чем-то копировали его собственную анатомию. Конечно, было еще далеко до науки. Но разве нельзя считать эту деятельность фундаментом, на котором спустя тысячелетия была создана бионика? А разве нельзя считать музыкальные инструменты в своем роде орудиями труда, только в области искусства? Ясно, что бионика как наука была создана в интересах техники. До искусства она еще не дошла — не снизошла или не доросла? (Просим извинения у специалистов, занимающихся бионикой, мы вовсе не имеем намерения кидать камешки в их огород. Наука, техника, искусство — единая нива, на которой трудится разум, гений человечества, а не отдельные огородики).