Главная проблема, с которой сталкиваются все компьютерные исполнители, — адаптаг ция к сценическим условиям программного и аппаратного оснащения, рассчитанного, главным образом, на работу в студийных условиях. Для этого требуется подготовить наглядные экранные настройки и удобные аппаратные органы регулировки, чтобы все необходимое находилось в поле зрения, прямо под руками (и ногами), и его не приходилось искать.
Некоторые инструменты вполне подходят для сценических условий. Программа Ableton Live пользуется популярностью у музыкантов разных жанров, потому что она выполняет функции, присущие рабочим станциям цифровой звукозаписи (DAW) и сэмплерам в режиме реального времени и отличается удобным интерфейсом, позволяющим управлять ею во время выступления. Для тех, кто не жалеет времени на создание авторских сценических инструментов, программные средства модульной архитектуры, например Max/MSP компании Cycling ’74 (www. cyclmg74 . com), Pure Data (www.puredata. info) и Reaktor компании Native Instruments (www.native-instruments.com), помогут адаптировать компьютер практически к любым потребностям, и для этого не придется писать ни единой строки настоящей программы. Многие исполнители используют также одинаковые музыкальные приемы. Одними из пионеров манипулирования звуком в “живом” исполнении были ди-джеи, и некоторые из придуманных ими приемов перекочевали в разные музыкальные жанры.
Фундаментом всех этих исполнительских техник являются конкретные применения технологий, с которыми вы уже познакомились. MIDI-технология по-прежнему остается самым совершенным способом превращения физических манипуляторов в органы управления программными инструментами. Возможность управления настройками программных инструментов с помощью физических регуляторов обеспечила превращение компьютера в музыкальный инструмент, пусть даже это всего лишь виртуозное исполнение музыки на компьютерной клавиатуре. А базисные методы синхронизации, используемые многими исполнителями, являются ключом к достижению сыгранности виртуальных и реальных исполнителей.
Процесс подготовки к выступлению начинается с ряда концептуальных вопросов. Чем вам нужно непременно управлять самостоятельно, а что вы хотите поручить компьютеру (операции, на которые у вас просто не хватает ни рук, ни ног)? Что касается элементов, которыми вам нужно управлять самостоятельно, какой интерфейс лучше всего подходит для того, чтобы ваше выступление было живым й впечатляющим?
Инструменты для “живого” исполнения
Возможность взять с собой на сцену ноутбук очень притягательна, ведь это позволяет использовать для игры ваш набор программных синтезаторов. Компьютерная или MIDI-клавиатура, или любой другой MIDI-инструмент, подключенный к компьютеру, является вполне реальной заменой или дополнением аппаратных синтезаторов и инструментов.
Немного потренировавшись, вы сможете с их помощью легко вызывать широкий арсенал звуков, а также манипулировать им. Все, что вам понадобится, — быстродействующий аудиоинтерфейс для компьютера и сопряжение компьютера с MIDI-инструментом (например, это может быть MIDI-инструмент, оснащенный USB-выходом).