Заготовленные аранжировки
Простейший способ перенести студийные возможности на сцену — приспособить статическую звукозапись к сценическим условиям. Уже вошло в практику использование в выступлениях партий, записанных в студии, которые невозможно исполнить на сцене, потому что они состоят из наложенных друг на друга звукозаписей исполнения, сделанного одним и тем же музыкантом, или потому что некем заменить отсутствующего исполнителя, или из-за сложности аранжировки и обработки аудиоданных, которые невозможно оперативно осуществить в процессе выступления. Компьютер может воспроизводить дорожку аккомпанемента или заранее подготовленную аранжировку, сопровождая “живое” исполнение — восполняя таким образом недостающие элементы “живой” музыки.
Почему бы просто не воспроизводить готовую звукозапись с цифрового аудиоплейера? Потому что с помощью компьютера намного легче осуществлять аудиорежиссуру выступления, особенно имея в своем распоряжении MIDI-манипуляторы. Вы можете индивидуально корректировать уровни каналов в рабочей станции цифровой звукозапи си (DAW), в подготовленном файле проекта, что невозможно при использовании звукозаписи, записанной на компакт-диске, и оперативно манипулировать аранжировкой партий, подстраиваясь под “живое” исполнение.
Режиссерские реплики
В простейшем варианте берем имеющийся многодорожечный файл проекта, инициализируем нужные дорожки и с помощью команд Start и Stop воспроизводим готовую аранжировку без каких-либо изменений. Можно остановиться и на этом (и на многих широко разрекламированных выступлениях известные исполнители выступают под “фанеру”, аудиооператору только остается нажать вовремя кнопку Пуск/Стоп (Start/Stop), но ис пользование компьютера на сцене дает определенные преимущества, позволяя исполнителю оперативно управлять ходом исполнения.
В программе MOTU Digital Performer можно сводить подпоследовательности (subsequence) в единый проект. Затем вызываем композиции из набора путем инициализации подпоследовательностей и идем по структуре композиции, ориентируясь по меткам (подробно о методике аранжировки структуры проекта читайте в главе 10). Используя MIDI Remote Control, можно назначить эти команды манипулятору, с которым удобно работать во время выступления, например барабанной подушке или ножной педали. В приложении Ableton Live также предусмотрена возможность “привязки” к конкретным точкам в установленной аранжировке с помощью позиционеров аранжировки (Arrangement Locator), назначаемых MIDI-манипуляторам и клавишам компьютерной клавиатуры, хотя, поскольку просмотрщик Arrangement View ограничен линейным представлением структуры композиции, более гибким вариантом является использование инструмента scenes в просмотрщике Session View. В любом случае вы можете использовать для привязки режиссерских реплик (сие) к определенным нотам недорогую двухоктавную клавиатуру, например М-Audio Oxygen8.
Метрономные дорожки
Главная задача — обеспечить синхронность “живого” исполнения в такт с темпом записанной дорожки аккомпанемента. Если выступление начинается с записанного аккомпанемента, то это можно делать на слух, но начало выступления с записанного аккомпанемента вызовет у слушателей серьезные сомнения в том, что они присутствуют на “живом” выступлении.