Если со сжатых в кулак обеих рук сделать слепок и перенести его на конфигурацию черно-белых клавиш, то мы получим более чем полутораоктавный диапазон современного фортепиано в пределах звуков фа—си.
Одновременно с поисками конфигурации клавиатуры, наиболее отражающей строение руки, шло становление темперированного строя. Структура зрительного ряда клавиш должна была соответствовать структуре слышимого ряда звуков. Двенадцать клавиш в октаве, двенадцать равных полутонов. «Тогда при чем тут рука? — возразит кто-нибудь.— У нас же не двенадцать пальцев на обеих руках, взятых вместе?» Да, конечно… А история сохранила нам сведения, что первая черная клавиша, появившаяся на белоклавишной клавиатуре, была си-бемоль, затем — фа-диез, затем — соль-диез. Это было несколько веков назад. Тогда и мысли не было о том, что человек в своей деятельности бессознательно моделирует природу. Осознание этого пришло в XX веке.
Три длинных средних пальца возвышаются над крайними короткими. Посередине трех — один возвышается над всеми. Он — центр для трех и для всех пяти. Симметрия (следите внимательнее, пожалуйста!).
Три черных высоких клавиши возвышаются над двумя белыми (соль— ля). А всех — пять, как и пальцев. И там и здесь симметрия.
Средняя черная в группе трех является прототипом среднего длинного пальца; она не выделяется ни высотой, ни длиной среди других «чернушек». Не выделяется зрительно, как говорят, визуально. Однако в звучании, как будет доказано дальше, вернее, не в самом ее «личном» звучании, а в соотношениях с другими клавишами-звуками она в паре с одной из «белянок» заняла особое положение. (Пожалуйста, еще больше внимания!)
Какое же это особое положение, и кто эта таинственная «белянка»? Теперь пора нам обратиться к закону симметрии, который господствует во всей природе и, следовательно, во всей продукции человеческой деятельности. Три черные, а внутри их, иначе внизу их,— две белые; три белые (до—ре—ми), а сверху их—две черные. Каждая группа из пяти клавиш симметрична по отношению друг к другу. Крепится она на тритоне-«перевертыше» (см—фа и фа—си, где си отражает фа, а фа — си относительно трех «чернушек). Таким образом, перевернутый тритон заполнен уже не тремя белыми, а тремя черными клавишами-звуками. В группе черных центром служит ля-бемоль (или соль-диез)\ в группе белых — ре. Каждая из них окаймлена тритоном: фа—си, си—фа. Обе они по отношению друг к другу симметричны по типу так называемой радиальной симм е т р и и. Что это такое, нам поможет объяснить следующий рисунок, заимствованный из любопытной книги В.Гильде «Зеркальный мир» (М.: Мир, 1982. С. 15).
ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ
Пусть плоскость разделена прямой я на две полуплоскости. Если теперь повернуть одну полуплоскость вокруг прямой б на 18(Г, то все точки этой полуплоскости совместятся с точками другой полуплоскости.
Прямая называется осью симметрии и.
Так как точки на перевернутой полуплоскости находятся в зеркальном положении по отношению к их первоначальному положению, это переворачивание называют также зеркальным отражением. Если нанести на одну полуплоскость линии, указывающие какие-то направления вращения, то после зеркального отражения это направление изменится на противоположное. Следовательно, одна операция зеркального отражения создаст так называемые зеркально-конгруэнтные (от лат. сог^гиеш, родительный падеж congгuentis — соответствующий, совпадающий) фигуры. Две такие операции приводят к тождественно-конгруэнтным фигурам. Они соответствуют сдвигу, или повороту.