Однако наведем порядок в нашей беседе и уточним: какие искусства еще не подверглись анализу. Это будут: музыка, балет (хореография), литература, кино, театр, цирк. Сразу же надо оговорить, у нас часто говорят и пишут: «литература и искусств о». Получается, что литера туру лишают права .быть и называться искусством. Быть может, это происходит от того, что, кроме художественной литературы, существует учебная, научная, техническая, справочная и прочая. Но с тем же явлением мы встречаемся и в других искусствах, например в архитектуре: не все же здания являются произведениями искусства. Итак, мы склонны считать художественную литературу именно искусством.
Сначала попробуем применить наши «анкетные» вопросы к музыке. Итак, способ существования и способ восприятия? Что касается материальной основы, то мы уже признали, что звук, а не нотная запись является материальной основой музыки. Можно добавить — музыкальный звук. Чтобы легче было понять специфику искусства музыки, будем сравнивать музыку с пространственными искусствами, для которых материальной основой служит некое вещество, обладающее качеством предметности, а предмет занимает какое-то место в пространстве и воспринимается посредством зрения. Можно ли говорить о предметности звука? Даже если кто-то из наших читателей не очень прилежно изучал физику, в частности акустику, ему все равно должно быть ясно, что звук как физическое явление природы и способность нашей нервной системы воспринимать его не имеет предметности. А каковы условия существования его в природе? Мы часто говорим: звук длительный, протяжный или короткий, то есть звучание занимает какое-то время. А если отдельный звук, даже немузыкальный, существует во времени, то совершенно ясно, что музыкальное произведение — будь то маленькая песенка, длящаяся минутку-другую, или большая соната, или симфония, длящаяся целый час,— также существует во времени. Искусства такого рода так и назвали временные (обрати внимание на ударение).
Специальных разъяснений о способе восприятия музыки не требуется. Каждому ясно — слух. Не учитываем тех случаев, когда люди, лишенные слуха, при определенном обучении, всем телом или рукой воспринимают вибрацию твердого тела, как бы воссоздающую вибрацию музыки. Кого заинтересует этот вопрос более подробно, советуем прочитать увлекательную книгу И. Вартанян «Звук — слух — мозг» (Л., 1981).
Классификация искусств по принципу пространство — время с соответствующими прилагательными создана давно, по сохранившейся традиции применяется и доныне.
Интересующийся читатель, наверное, уже знает, что все в нашем мире и космосе (который, возможно, когда-то станет тоже нашим миром), все существует в пространстве и во времени. Поэтому деление искусств на две основные группы, будучи в принципе правильным, требует некоторого разъяснения и дополнения.
Простейшие жизненные наблюдения свидетельствуют о связи звука с пространственными представлениями. По интенсивности отдаленного звучания, такого, как гром, канонада, шум-говор толпы, всплески фонтана, музыка может дать представление о расстоянии. Пространственные представления, безусловно, могут возникать и во время слушания музыки. Композиторы достигают этого различными средствами. Например, в хоровой пьесе «Эхо» нидерландского композитора Орландо Лассо последнее слово каждой фразы, исполняемой forte, повторяется pianissimo. Создается впечатление простора. Л. Бетховен в увертюре к опере «Фи-делио» дает фанфару трубы сначала далеко от оркестра, за кулисами, затем ближе и, наконец, в оркестре. Этим достигается эффект движения в пространстве.