Занимательная теория музыки стр.41

Что мы выяснили в этой маленькой главе, которая осталась без названия? (Быть может, кто-нибудь из внимательных и вдумчивых читателей захочет дать ей свое название… Тогда присылайте свои мнения. Будем очень рады вашей заинтересованности.)

Итак, в этой безымянной главе мы нашли два миниатюрных винтика, два крошечных зернышка, два малюсеньких камешка — ре и ля-бемоль. На них-то и зиждется многое в теории музыки, в частности наша следующая глава «Лад, тональность, гамма».

Старайтесь найти вечный закон в чудесных превращениях случая.

Фридрих Шиллер

Сложные приспособления, описанные в книге, его раздражали. Тайна, к которой он стремился, была простота, гармоническая простота, поражающая пуще самой сложной магии.

Владимир Набоков

От рождения человек находится под влиянием той среды, в которой он вырос. Музыку мы также считаем средой. С детства привыкаем к мажору и минору и порой нам кажется (или казалось), что ничего другого в музыке не бывает. Ну, там всякие, некоторые изменения, варианты их… Лады, что ли! Вот именно. А что такое лад? Да это всякий знает: лад есть лад. Гм… Это ненаучно. Наука говорит, что было время, когда никаких ладов не было и никаких ма-жоров и миноров… А что же было? Вот мы и постараемся это выяснить.

Опять перенесемся мыслью в Древнюю Грецию, к музыке того времени, когда она была зависима от поэтического слова и танца, когда она еще не стала средством увеселения и развлечения. Музыка расценивалась как средство воспитания человека. Выражаясь современным языком, она находилась в ведении государства и религии. Так обстояло дело во всех странах Древнего Востока. Каждая страна — Египет, Эллада, Вавилон, Индия, Китай и многие другие — имела свою музыкальную культуру, несходную с другими. Однако, как показали исследования нашего времени, в культуре любой страны философско-эстетическая и музыкально-теоретическая мысль содержит понятие лада в качестве некоей системы организации музыкальных звуков. Изучить все системы практически невозможно, да и вряд ли это было бы целесообразно. А вот проследить, как менялось понятие лада, было бы любопытно…

Попробуем отрешиться от нашего понимания лада, связанного с представлением об интервалах, аккордах, звукорядах. Вспомним, что во времена античности существовала только монодия, то есть одноголосная музыка. Вспомним и то, что человеку было свойственно приписывать свои качества, особенности, настроения существующему вне его. Вот так и сложилось, что музыка определенного характера — воинственная, лирическая, эпическая и всякая другая — пользовалась специально предназначенным для нее ладом. Как видите и понимаете, такое употребление понятия лада не сходится с нашим. От того далекого времени дошли до нас только названия некоторых ладов, да и то в искаженном смысле из-за небрежного переписывания трактатов о музыке. Ведь печати-то не было. Да еще, пожалуй, наивное представление многих современных немузыкантов о том, что минор — это обязательно грустно, а мажор — весело.

Вообразите себе раннее средневековье, когда такие симпатичные нам герои, как Аполлон, Орфей и многие родственные им, были убиты и воскреснут только в эпоху, которая так и будет названа — Возрождением. Ренессансом.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒