Возьмите на фортепиано обеими руками октаву до—до (или две — это все равно) и ведите руки навстречу друг другу по полутонам. Каждый звук в обеих руках будет показывать тонику какой-то гаммы. Кто может заучить ряд цифр — 0, 5, 2, 3, 4, 1, 6,— тому обеспечено знание гамм на всю жизнь в любое время дня и ночи:
Кто не надеется на свою цифровую память, тому придется надеяться на случай: забыл какую-то гамму из верхнего ряда, авось поможет нижний ряд или наоборот. Повторяем, это лишь мнемонический прием, зато более наглядный пример симметрии в количестве ключевых знаков.
Тот же результат получим, если пойдем от унисона до—до в расходящемся хроматическом движении. Проделайте это сами. Не правда ли, это совсем нетрудно?
А можно ли для минорных гамм построить такой же ряд с аналогичными цифровыми показателями: 0, 5, 2, 3, 4, 1, 6. Попробуйте и убедитесь, что можно, но только от одной единственной ноты. Чтобы вам долго не всзиться, а может быть, вы и сами догадались, мы сразу назовем нужную ноту: это будет ля.
Итак, гамма ля минор параллельна гамме до мажор. На тонике имеет трезвучие ля—до—ми, то есть минорное. Ее строение: тон—полутон—
тон—тон—полутон—тон—тон (в числах — 1 : !,/л : 6/ъ : 4/з : s/-i ‘■ Л/ь :%■> : 2).
Порядок следования минорных гамм такой же, как мажорных: его можно найти, переставляя тетрахорды, а еще проще — брать VI ступень каждой мажорной гаммы и превращать ее в I.
При обозначении латинскими буквами слово «мажор» заменяют частицей dur, «минор» — частицей moll, что в переводе на русский язык соответственно значит: твердый и мягкий. Мажоры обозначают большими буквами, миноры — маленькими. Это дает возможность сократить название той или иной ладотональности до минимума, то есть одной буквы. В дальнейшем изложении материала мы будем придерживаться этого правила. Ниже приводим схему с латинскими названиями ладотональностей с соответствующим каждой из них количеством знаков (диезов или бемолей):
Мажорная и минорная гаммы, имеющие одну тонику, называются одноименными на манер, как в вашем классе наверняка есть девочки и мальчики с одинаковыми именами, но разными фамилиями.
Сколько же гамм, считая мажорные и минорные, у нас набралось всего? Как ни странно, при ответе на этот вопрос многие сбиваются. Одни говорят: «Да столько, сколько разных звуков в октаве, то есть 12, а, считая мажор и минор, получаем 24». Бузусловно.— хорошая формулировка, но для того, чтобы она была точной, не хватает одного или двух слов. Пока авторы приведенной формулировки ломают голову над тем, каких же двух слов не хватает, другие успели подсчитать: «7 диезных + 7 бемольных -f- 1 беззнач-ная… Ага, 15, а мажор и минор, ого, 30». И этим приходится делать такое же замечание: «Не хватает двух слов, но уже других, не тех, что подразумевались в предыдущем замечании».
Пока мы ведем дипломатические переговоры с представителями этих разных мнений, кто-то один (а может, не один, а несколько), схватившись за голову, радостно воскликнул: «Братцы, да ведь понятно, почему гамм больше, чем звуков в октаве! Это происходит оттого, что…» Мы поставили многоточие потому, что нам хочется, чтобы все, читающие нашу книгу, сами добавили то, что должно следовать в конце фразы, то есть убрали многоточие. А от себя мы добавим одно слово: энгармонизм. Если кто-то подзабыл значение этого слова, то загляните в главу «Музыкальная система». Был у нас энгармонизм отдельных звуков, тонов и полутонов, а теперь — гамм. Предлагаем составить табличку энгармонических гамм самим учащимся.