Занимательная теория музыки стр.92

Мы оставляем этот вопрос на размышление тем, кто продолжит свое обучение в музыкальном вузе, а пока возвращаемся к нашим ладам, чтобы определить их отличительные свойства относительно мажора или минора.

Начнем с минорных ладов. Дорийский лад будет отличаться от натурального минора повышенной VI ступенью, фригийский — пониженной II.

Перейдем к мажорным ладам. Лидийский лад будет отличаться от натурального мажора повышением IV ступени, миксолидийский — понижением VII.

Таким образом, каждый лад, склоняющийся к мажору или минору, но имеющий каждый раз отличающуюся от них ступень, получил соответствующий термин. Дорийский лад иначе называют минор с дорийской секстой, минор с фригийской секундой — фригийским ладом, лидийская кварта и миксолидийская септима являются характерными признаками этих же мажорных ладов.

В профессиональном композиторском творчествеуказанные признаки используются для создания мелодий, гармоний, передающих национальную специфику музыкального фольклора того или иного народа. На практике живое народное пение не подчиняется канонам темперации. Попытка отдельных музыкантов вводить новые элементы нотной фиксации (полубемоли, полудиезы и так далее) вносит только путаницу. На наш взгляд, достаточно иметь представление о различии темперации и нетемперации, чтобы понять смысл вышеизложенного. Ведь с точки зрения темперации все рассмотренные нами лады являются не чем иным, как многократной ступеневой вариацией привычных нам и нашему слуху мажорного и минорного ладов.

В композиторском творчестве лады народной музыки нередко используются для подчеркивания той или иной характерной краски, свойственной общему звучанию, например, народных инструментальных ансамблей, наигрышей отдельных инструментов. Такой прием обычно называют стилизацией. Такова стилизация звучания распространенных на Украине ансамблей «ТроТсп музики» в творчестве многих украинских советских композиторов.

Обилие подобных стилизованных приемов можно найти в мазурках Ф. Шопена. Предлагаем вам проанализировать следующий пример самостоятельно с целью определить, какие лады народной музыки использовал великий польский композитор.

В известной «Лихорадушке» А. Даргомыжского сосуществуют как бы две тоники, два устоя — (1 и Р.

Такой лад называют параллельн о-п еременным. В народной музыке нередко встречаются образцы с другим соотношением устоев, например секундовым, квартовым.

Особую группу составляют лады с увеличенной секундой. Они характерны для цыганской, венгерской (стиль «вёрбункош»), восточной музыки. Попытка их деления подобно предыдущим ладам на мажорные и минорные несостоятельна, так как даже фонизм сопровождающих голосов не может внести ясность в их определение. Термины «дважды гармонический мажор» и «дважды гармонический минор» не раскрывают сути явления, несмотря на удобство в смысле нахождения этих ладов (в гармоническом мажоре понижается II ступень, в гармоническом миноре повышается IV).

Гораздо проще и легче для слуха и мышления ориентироваться не на механическое понижение или повышение ступеней звукоряда, а на интервал, в пределах которого осуществляется ход на ув. 2. В музыкальной практике этим интервалом является кварта, в которой положение ув. 2 только одно, например, в ч. 4 ля—ре возможно лишь ля—си-бемоль—до-диез—ре, а, скажем, в ч. 4 ми—ля — ми—фа—соль-диез—ля.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒