Занимательная теория музыки стр.98

Любителям ультрасовременной музыки предлагаем в качестве курьеза проделать следующий увлекательный эксперимент: взять верхнюю строчку из Этюда № 2 Ф. Шопена и выписать ее в зеркальном отражении звук в звук, после чего сыграть клавиша в клавишу, палец в палец. Очень забавно, не правда ли? Но столь же и полезно.

В историческом развитии музыки все хроматические ступени постепенно стали приобретать относительную независимость,то есть превращаться как бы в диатонические, что значительно расширило рамки обычной диатоники, дало возможность применять в ней любые трезвучия, септ- и нонаккорды из чужих ладотональностей в данной. Так возникла двенадцатиступенная диатоническая мажор о-м инорная система. Началом ее принято считать творчество С. Прокофьева.

В приведенном примере наряду с основными трезвучиями лада, тоники и доминанты В, появляются совсем далекие трезвучия-тональности и хроматические созвучия (например, трезвучия ах и а, Е и ^ III низкая ступень во втором такте и другие). Однако ясное начало в В, остановка на доминанте в четвертом такте первого предложения, снова начало в В второго предложения в пятом такте и своеобразный каданс в девятом — все свидетельствует о господстве основного адового центра В. Такое широкое понимание лада получило еще название «ладовая система С. Прокофьева».

Музыкальная практика XX века свидетельствует о том, что названная двенад-цатиступенная диатоническая система постепенно стала преобладать над обычными мажором и минором. Происходит сложный процесс диатонизации хроматики. Но хроматическая гамма в ее классическом понимании сохранилась, разумеется, и в современной музыке.

Резюмируя сказанное в последних двух главах — «Лады народной музыки» и «Хроматическая гамма»,— приведем очень меткое высказывание Ф. Шопена: «Музыка не имеет отечества; отечество ее — вся Вселенная».

Итак, мы изучили некоторые элементы музыки — ритм и метр, лад, интервалы, аккорды — и теперь почти что во всеоружии можем приступить к изучению главного в музыке.

Глава XII Мелодия

Тщетно, художник» ты мнишь, что творений твоих ты создатель…

А. К. Толстой

Мелодия — душа и сердце музыки.

Мелодия (от греч. melôdia — пение, напев, песня) — это чудо природы и творческого гения человека. Никто не знает, а может быть, и никогда не узнает, как она зарождается, формируется и появляется на свет. Ни Орфей, ни Аполлон, ни кибернетика, ни даже ЭВМ не смогут объяснить этого. Зато, когда она уже появилась, мы можем приступить к изучению и анализу мелодии, ее строения, движения, динамики (а динамика также есть движение), ритма, интервалики, тембра и прочее. «А зачем? — спросит нас кто-то.— Разве недостаточно, что она услаждает наш слух эстетически, может умиротворять и возбуждать наш то мятежный, то угнетенный дух, может развлекать и… многое ей еще дано». Но мы возразим: «А разве знание ботаники мешает нам воспринимать красоту цветка, его форму, краски, упиваться его ароматом?»

Во всяком случае, мы попытаемся, не анатомируя, «не обрывая лепестков цветка», изучить чудеса природы и художественного творчества человека — искусство музыки.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒