Занимательная теория музыки стр.97

Теперь можно составить правило, действительное для всех тональностей: в хроматической гамме мажора в восходящем движении все ступени повышаются, кроме III и VI; VII ступень сначала понижается, затем возвращается к своему натуральному виду (интересно сравнить это явление с четырнадцатым, пятнадцатым и шестнадцатым обертонами натурального звукоряда от звука до) ; в нисходящем — все ступени понижаются, кроме I и V; IV ступень сначала повышается, затем возвращается к своему натуральному виду.

Хроматическая гамма в миноре сохраняет все хроматические знаки параллельного мажора с учетом известного вам уже давно порядка, по которому VI ступень мажора превращается в I ступень минора. Для облегчения действий при письме и чтении хроматических гамм в миноре можно пользоваться правилом: хроматическая гамма в миноре имеет одинаковое правописание в восходящем и нисходящем движении; I и V ступени остаются неизменными; II ступень сначала понижается, затем возвращается к своему натуральному виду, то есть по правописанию нисходящего одноименного мажора.

Если идти в расходящемся или сходящемся движении от звуков ре или ля-бемоль по хроматической гамме, то получаем взаимоотражаемые звуки-клавиши-ноты. Кто еще не крепко усвоил их, может воспользоваться этим упражнением, как наглядным пособием. После усвоения советуем обратить внимание на характерную аккордику, получающуюся в результате сходящегося или расходящегося движения двойными большими терциями (или малыми секстами). Возьмите левой рукой в большой октаве б.З до— ми и одновременно с ней ту же б.З до—ми в третьей октаве. Сходитесь по хроматической гамме, а затем расходитесь. Проанализируйте, какие аккорды получаются. Да все время одни и те же и, главное, сплошь из взаимоотражаемых звуков-клавиш-нот! Вот чудо так чудо! Это большой нонаккорд, увеличенное трезвучие и интересный терцквартаккорд, имеющий в своем составе увеличенную сексту. Но это еще не все. Обратите внимание на то, что любое из полученных созвучий обязательно укладывается в часть целотоновой гаммы (в часть, потому что целотоновая гамма состоит из шести звуков, а в нашем распоряжении имеется всего лишь четыре; но это не мешает мысленно восполнить недостающие два звука, ведь имеющиеся у нас четыре звука всегда принадлежат только одному из двух целотоновых звукорядов).

В примере мы выписали хроматические большие терции по закону симметрии, то есть так, как пару взаимоотражаемых интервалов без учета орфографии, присущей той или иной ладотональности. Например, созвучие ре-бемоль—фа—си— ре-диез по звучанию большой нонаккорд, а записан в виде секстаккорда с удвоенной терцией одновременно повышенной и пониженной. Но это малосущественно. Гораздо важнее понимать смысл энгармонизма этих созвучий, так как они «обслуживают» не одну, а много ладотональностей. Именно в этом состоит уникальная взаимосвязь хроматики и целотоновости.

По примеру сходящихся и расходящихся больших терций можно в качестве упражнения брать в обеих руках любой интервал (кроме октавы), построенный на одинаковых или разных ступенях и необязательно повторяющийся в двух парах голосов (например, ьзять тот же интервал, но от других звуков с учетом терцовости или без учета ее,— это уж как кому понравится), и также сходиться и расходиться, наблюдая при этом за аккордикой. Это уже настоящий путь к самостоятельным творческим открытиям.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒