Занимательная теория музыки стр.96

Гамма, состоящая из одних полутонов, теряет свою ладовость. Позволим себе вольное сравнение ее с водой. Вода бесформенна, но принимает форму сосуда, в который ее поместили; в больших и больших масштабах — озера, реки, моря — форму ей дают берега. По этим формам-очертаниям мы узнаем их на географической карте. А как приятно бывает на борту самолета с птичьего полета увидеть эту живую картину-географию, начертанную самой природой, а не рукой человека. Ну, это просто так, лирическое отступление…

А теперь поиграйте хроматическую гамму одной рукой, кто как умеет, а пианисты обязательно соблюдайте следующее правило аппликатуры: диатонические полутоны — ми— фа, си—до и следующая за ними «чернушка» в восходящем движении правой руки исполняются 1, 2, 3 пальцами; эта же аппликатура — для левой — в нисходящем. Все остальные полутоны исполняются 1, 2 или 1, 3 пальцами. Таким образом, четвертый палец не участвует. Вариант с участием четвертого пальца: три черные, начиная от фа-диез с опоясывающими их белыми в восходящем движении правой руки: 3, 1, 2, 3, 4 пальцами; та же аппликатура в нисходящем — для левой руки от си-бемоль.

Ну, наигрались… Где же вы остановились? И откуда вы начинали? Играй хоть полдня, каждый волен остановиться где ему заблагорассудится. Убедились, что не получается ни мажорного, ни минорного звучания. Правда, тот, кто уже обладает хотя бы элементарно развитым гармоническим слухом, может сказать: «А у меня — это мажор (или минор)! Сейчас я это вам докажу…» И докажет, сыгравши хроматическую гамму на фоне какого-либо аккорда. Посмотрите конец интродукции Сонаты № 8 Л. Бетховена, Этюд № 2 Ф. Шопена, «Полет шмеля» Н. Римско-го-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане».

Итак, монотонное, однообразное звучание хроматической гаммы, в быстром темпе такое удобное для изображения, например, завывания ветра или каких-то фантастических сказочных персонажей («Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского), льющееся, подобно воде и подобно ей не имеющее своей формы, получает свою форму-очертание посредством аккордики. Изолированно от нее мажорность или минорность хроматической гаммы проявляется лишь в правописании, сложившемся на основе родства ладотональностей. То есть в диатонической гамме мажора и минора каждую ее ступень, кроме VII в мажоре и II в миноре, принимаем как временную тонику с ее вводным тоном. Для образца возьмем гамму С в восходящем движении:

Как видно из примера, неизменными остались диатонические полутоны. Все диатонические ступени, кроме VII, получили свои вводные тоны. VI ступень как терцовый тон трезвучия Р, родственного С, «притянула» к себе си-бемоль, то есть VII ступень понизилась, а потом возвратилась к своему обычному виду. Ля-диез было бы здесь неуместно, как VII ступень трезвучий-ладотональностей Н и И, которых нет в диатонике С.

Как видно, все ступени понижаются, кроме V и, разумеется, I. В нисходящем движении хроматическая гамма С получает все знаки, кроме фа-диез, свойственные f, то есть тональности минорной субдоминанты. Фа-диез как вводный тон доминанты, конечно, более уместен, чем соль-бемоль.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒