Занимательная теория музыки стр.95

Особенность положения этих звукорядов в музыкальной системе обусловлена осевой симметрией: их только два, как не переставляй оба ряда.

По звучанию целотоновый звукоряд напоминает увеличенное трезвучие. Именно поэтому он и получил название увеличенного.

В произведениях М. Глинки, Ф. Листа, П. Чайковского целотоновая гамма характеризует сказочно-фантастические, феерические образы.

Увеличенный лад не имеет ярко выраженного мажорного или минорного наклонения, хотя иногда, опираясь на натуральный звукоряд, его и пытаются характеризовать как мажорный.

Аналогичным образом разделив октаву не на шесть частей, как в предыдущем увеличенном ладе, а на четыре, получим уменьшенный лад, строящийся на уменьшенном септаккорде, который, как все уже знают, состоит из сплошных малых терций. Эти терции в уменьшенном ладе заполняются однозначно: тон — полутон, отчего эту гамму нередко называют еще тон — полутон. Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков в своих произведениях часто использовали уменьшенный лад. Он создает характерную звучность, ассоциирующуюся как бы с невесомостью, прострацией, парением.

Интересно отметить, что этот лад также симметричен в самых различных комбинациях. С одной стороны, симметрию в нем составляют два минорных тетрахорда на расстоянии тритона, например до—ре—ми-бемоль—фа и фа-диез— соль-диез—ля—си. В сумме они дают восемь ступеней. Поскольку в темперированной системе три таких уменьшенных лада (как и уменьшенных септаккордов), то от приведенного нами остальные два располагаются на тон или полтона (вверх или вниз — это безразлично). С другой — подобно трем уменьшенным септаккордам два уменьшенных лада от звуков до—ми-бемоль—фа-диез—ля и до-диез—ми—соль—си-бемоль будут взаимоотражаться, а один — от звуков си—ре—фа—ля-бемоль — отразит сам себя.

Такое особое положение увеличенного и уменьшенного ладов дало основание современному французскому композитору Оливье Мессиану считать их ладами ограниченной транспозиции, так как увеличенный лад в пределах темперации можно транспонировать только один раз на м. 2 вве^х или вниз, а уменьшенный дважды — на м. 2 и 6.2.

В джазовой музыке существует особая гамма с так называемыми «голубыми» нотами (их еще называют печальными). Обычно ее сравнивают с натуральным мажором, в котором III, V и VII ступени оказываются пониженными.

Леонард Бернстайн очень удачно сопоставляет фразу в натуральном мажоре и ее же в «джазовой гамме» с «голубыми» нотами *:

Осталась еще одна гамма, не изученная нами,— это хроматическая гамма. Она настолько значительна, что существенно повлияла на переосмысление нашего двенадцатиступенного звукоряда. Вернее, не она повлияла, а творческая фантазия музыкантов, заставившая нас воспринимать эту гамму в новом свете или, как говорят, в новом ракурсе. Но сначала мы ее представим в классическом понимании, а затем — в современном.

I

СЬготи — цвет, оттенок (греч.).

Известно, что древние греки сравнивали семь ступеней звукоряда с семью основными цветами-красками радуги, а полутоны — с различными их оттенками. Можно воспользоваться этой поэтической аналогией. Например, между красным и оранжевым цветами находится розовый, а между синим и фиолетовым — лиловый. Интересно также сравнить диатонические ступени с основными красками-цветами, а хроматические полутоны — с их оттенками

⇐ вернуться назад | | далее ⇒