О полезном напряжении в кисти
Пальцы левой руки могут сближаться и удаляться друг от друга при неизменном положении кисти. Например:
Они могут также совершать движение поперек грифа:
Все эти перемещения относятся только к пальцам, так как плечо и предплечье в данном случае движений не совершают.
Помимо усилий, которые требуются для прижимания струн к порожку, в кисти (точнее, в пясти, в ладони) возникает определенное напряжение при раздвигании пальцев и при их перемещении поперек грифа. Это напряжение, если только оно не чрезмерное, придает кисти эластичность и полезно для точного движения пальцев. Кроме того, оно препятствует высокому подниманию пальцев (экономия движений) и сводит к минимуму движения плеча и предплечья. Рассмотрим пример:
Если звук ре-диез брать без указанного напряжения, то 1-й палец окажется около 2-го или даже 3-го лада второй струны. Чтобы взять ноту до, надо будет перенести кисть влево. Если же кисть будет в напряжении, то пальцы раздвинутся, и 1-й палец за счет растяжения возьмет звук до без перемещения кисти.
Большее растяжение пальцев способствует правильной игре. Вот некоторые упражнения на растяжение:
Очень много тщательно продуманных упражнений имеется в «Школе» Э. Пухоля.
Об аккордовой игре при смене позиций
Проанализируем следующий пример:
Здесь кисть перемещается из первой позиции в третью. При этом меняется еще и расположение пальцев, причем эта смена происходит во время переноса кисти.
Если ученик испытывает неудобство в подобном случае, то можно сначала поиграть упражнения, смена аккордов в которых происходит без переноса кисти:
Затем уже можно совместить перемещение пальцев со сменой позиции. Вот еще аналогичный пример:
Сначала можно поиграть так:
Иногда новое расположение пальцев можно готовить заранее. Рассмотрим пример из Сарабанды Генделя.
Когда в басу берется звук си-бемоль, 2-й палец устанавливается на 2-й лад первой струны {фа-диез второй октавы), а 4-й палец устанавливается на 3-й лад второй струны {ре второй октавы). Эти ноты обозначены пунктиром. Затем пальцы скользят по струнам на нужные лады (первая струна, 5-й лад — ля второй октавы; вторая струна, 7-й лад — фа-диез второй октавы).
При игре аккордовых последовательностей смена расположения пальцев должна сопровождаться полным освобождением мышц. Рассмотрим соединение двух аккордов:
Представим, что мышечное усилие для исполнения первого из них равно F/, а для второго — ¥2- При переходе с одного аккорда на другой усилие должно быть равно нулю. Я это называю «игра через ноль». Пальцы, не полностью освобожденные, служат причиной многих ошибок и неточных движений. Даже при соединении аккордов, имеющих общий звук (в следующем примере — ля первой октавы), в момент перехода напряжение должно отсутствовать:
2-й палец здесь прекращает прижимать струну к порожку, но от самой струны не отходит. Внешне он не меняет своего положения, но внутренне освобождается от усилий. В следующем такте он вновь прижимает струну к порожку.
Теперь подробнее рассмотрим снятие напряжения в кисти левой руки. Представьте, что левая рука нажимает несколько клавиш на фортепиано (например, трезвучие до—ми—соль). В это время кисть (пальцы, пясть и запястье) напряжена. Для снятия этого напряжения мышцы предплечья (или плеча) приподнимают кисть. Клавиши отпускаются, звучание прекращается. Кисть освобождается от напряжения, пальцы расслабляются, не меняя при этом своей конфигурации. То же самое происходит и на грифе гитары. Мышцы предплечья слегка отводят кисть от грифа. Расслабленные пальцы сохраняют то положение, в котором они только что прижимали струны. Только тогда можно переходить к новому расположению пальцев, к следующему аккорду.