

Строение аккордов
В уроке 8 вы познакомились с аккордами тоники, субдоминанты и доминанты, или первой, четвертой и пятой ступеней. Чтобы объяснить их соотношение более подробно, следует начать с звукоряда диатонического мажора. Вот этот звукоряд в тональности С, где выделены первая, четвертая и пятая ступени и показаны аккорды, которые на них построены:
Аккорды, построенные на первой, четвертой и пятой ступени, — самые распространенные в популярной музыке. Если вы будете знать только их, вы сможете сыграть тысячи песен. Далее показан звукоряд тональности О с аккордами первой, четвертой и пятой ступеней. В этом примере к аккорду пятой ступени я добавил звук септимы С, который превратил его в домннантсептаккорд. (Дополнительная нота в септаккорде пятой ступени всегда находится па полтора тона выше, чем самая высокая пота трезвучия.)
Обратите внимание, что в тональности С при ключе стоит что означает что все ноты Р нужно играть с диезом, если только при них не поставлен бекар. Поэтому домннантсептаккорд в примере состоит из нот 1), Ь|, А. С. Как вы уже знаете, септаккорды могут быть самых разных типов: домннантсептаккорд, малый, уменьшенный, с квартой, с пониженной квинтой и т. п. Чтобы попять, как построены все эти аккорды, нужно разобраться в строении самого простого аккорда — трезвучия, состоящего только из трех пот.
В мажорных трезвучиях вторая нота находится на расстоянии двух тонов от первой, а третья нота — па расстоянии полутора топов от второй; иными словами, по формуле 2+1 1/2. Если вы посмотрите на звукоряд тональности С па странице 1 К), вы увидите, что трезвучие С состоит из пот С—Е—С, причем Е находится двумя топами выше С, а О — на полтора топа выше, чем Е. Те же самые интервалы входят в состав показанных на той же странице аккордов Р и О. Если следовать этой формуле, то аккорд Е должен состоять из нот Е, в#, Н; аккорд Л — из нот Л, С)!, Е и т. п, Поэтому, когда вы играете поты С, Е, в, или Е, в, С, или С, С, Е, вы все равно играете аккорд С. Если пота, по названию которой назван весь аккорд, не является самой нижней, или басовой, нотой аккорда, то вы играете обращение трезвучия. Обращения часто используются на фортепиано и па гитаре, чтобы пальцам было легче, а также по чисто музыкальным соображениям, из-за топких нюансов в знучании аккорда.
На примере простого мажорного трезвучия легко объяснить, как строятся остальные аккорды. Первые три ноты мажорного трезвучия называются примой, терцией и квинтой (от итал. «первая, третья, пятая»). Чтобы заменить мажорное трезвучие минорным, нужно просто понизить его терцию на полтопа. Так, аккорд Ст состоит из пот С, Е1> и О, то есть его терция (Е) понижена па полтона. Рт состоит из пот Е, А1> и О, в аккорде А нужно сыграть мочу С натуральной, без диеза, чтобы получить Аш.
Чтобы сделать аккорд уменьшенным, нужно понизить его квинту и терцию; так, аккорд С° будет состоять из нот (СсКт) С, Е^ и 0>\ аккорд 0° — из ног О, В и ОЬ. Чтобы получить увеличенный аккорд, нужно его квинту поднять на полтона: С, Е и 03 или Е А и С| и т. д.