Ученикам это можно объяснить следующим образом: если вообразить, что в кисть левой руки вмонтирована электрическая лампочка, которая горит, когда кисть напряжена, и гаснет, когда кисть расслаблена, то во время игры эта лампочка должна постоянно мигать.
Легато
При исполнении приема легато левая рука берет на себя, помимо своей основной, также и звукоизвлекающую функцию, то есть функцию правой руки. Рассмотрим разные виды восходящего легато.
В данном примере 1-й палец прижимает струну на 2-м ладу. 2-й же палец ударяет по струне на 3-м ладу. Большого замаха при этом делать не нужно, главное, чтобы перед ударом 2-й палец уже стоял над тем местом, по которому он будет ударять. Звук фа-диез уже извлечен с помощью правой руки, струна приведена в колебание. Остается только быстро прижать колеблющуюся струну к третьему порожку.
Другой пример:
При исполнении такого типа легато удар 2-м пальцем должен быть произведен с большей силой, так как первая струна не приведена в колебание правой рукой и только удар заставит ее звучать.
Рассмотрим нисходящее легато:
В этом случае значительную роль играет 1-й палец. Он должен хорошо прижимать струну на 2-м ладу, тогда 2-й палец сможет струну защипнуть. Движение 2-го пальца может быть направлено на первую струну, в таком случае после щипка палец остановится, дотронувшись до первой струны. Это своеобразное ароуапао левой рукой.
Упражнения на легато развивают силу пальцев левой руки, но следует помнить, что легато все же специфический прием. Пальцевые движения при его исполнении более резкие, чем при обычной игре.
Легато может иногда применяться для облегчения действий правой руки в гаммообразных пассажах, в некоторых арпеджио, но основное его назначение — колористическое. Игра легато придает исполнению неповторимую звуковую окраску. Очень подробно разработаны упражнения на легато в «Школе» Э. Пухоля.
Статика и динамика левой руки
Рассматривая технику левой руки, весь комплекс выполняемых ею игровых действий, я различаю в нем статические и динамические компоненты. Естественная постановка левой руки, правильное расположение пальцев на грифе, нажим на струну с нужной силой, выполнение всех видов легато, игра мелизмов, растяжение пальцев — все эти отдельно взятые элементы музыкального исполнительства относятся к понятию статика. Под динамикой имеется в виду взаимодействие этих элементов непосредственно в процессе исполнения музыки. Статика и динамика неразрывно связаны между собой.
В «статике» самое существенное — работа мышц, в «динамике» — работа сознания. Мозг руководит обеими руками во время игры. Он «указывает» пальцам левой руки те места на грифе, на которые они должны встать, пальцам правой руки он «приказывает» с определенной силой извлекать звуки, и т. д. Очевидно, что пальцы сами по себе должны быть разработаны так, чтобы без помех выполнять все приказания мозга. Если «статика» не освоена, то будет страдать и «динамика», как бы хорошо мозг ни управлял игровыми движениями.