Как научить играть на гитаре стр.45

Свобода исполнительского аппарата

Такое качество, как выносливость, тесно связано со свободой исполнительского аппарата. На этом должна базироваться целесообразность гитарной техники в целом «Необходимо помнить о том, что каждая индивидуальность имеет различные анатомические особенности. Поэтому нельзя навязывать всем одни и те же технические приемы. Имеется много способов играть хорошо. Общим условием для всех, однако, должно быть то, что играть необходимо без напряжения, с расслаблением, не тратя лишних усилий» — говорил английский педагог Терри Ашер1.

В своей обыденной жизни человек привыкает пользоваться движениями с избыточной степенью мышечной активности. В этом легко убедиться, если проследить за тем, с какой явно излишней силой мы обычно держим в руке ручку (особенно неудобную) или карандаш, когда пишем, чертим или рисуем. Правда, в подобных случаях переизбыток напряжения обычно не имеет никаких последствий (впрочем, существует профессиональное заболевание, именуемое в медицине «писчий спазм»).

Совсем другие требования предъявляются к движениям исполнителя. Здесь возникает необходимость точно дозировать и осознавать степень самых незначительных напряжений. Тем не менее, музыкальное исполнительство постоянно сопряжено с активным мышечным тонусом, такими качествами, как сила и выносливость, достичь которых невозможно без определенного физического напряжения.

Известный американский методист Чарльз Дункан в своем солидном труде «Искусство игры на классической гитаре» пишет: «Было бы большим упрощением считать, что все формы напряжения вредны. Напротив, некоторые из них абсолютно необходимы при игре… поскольку не существует исполнения без напряжения». И далее: «Секрет хорошей координации действий состоит в том, что для игры в целом требуются значительные усилия обеих рук. Усовершенствование техники игры — это во многих случаях процесс изучения и овладения усилиями, их направлением и фокусировкой, ограничения до минимума затрат энергии, необходимой для реализации чисто музыкально-технических задач»2.

Свобода в движениях исполнителя должна пониматься не как частичная, изолированная, а как организованная, скоординированная система соответствующих нервно-мышечных функций организма. Известный фортепианный педагог А. Бирмак утверждал: «В этом заключается организованная координированная свобода музыканта исполнителя. Такая свобода, обусловленная сменой нагрузки и разгрузки, напряжения и освобождения в пианистическом аппарате, не только ощущается самим исполнителем, но и внешне проявляется в его движениях. Следует отметить, что освобождение в игре не означает полной расслабленности мышц. Даже при максимальном освобождении руки, когда она свободно свисает вдоль туловища, в ней сохраняется потенциальный мышечный тонус»1.

К. Игумнов предостерегал пианистов от неправильного понимания освобождения игрового аппарата: «…Рука не должна быть расслабленной. Нужно уметь организовать руку в зависимости от конкретной ситуации, как бы кратковременно фиксируя ее и сразу же затем освобождая»2.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒