Как научить играть на гитаре стр.46

Предварительное освобождение необходимо для того, чтобы иметь возможность произвольно включать и сознательно управлять теми напряжениями, которые требуются для выполнения двигательных действий, связанных с игрой на инструменте. Но формула свободной игры весьма условна. Не абстрактную свободу, а тончайшую способность управлять своими физическими действиями — вот что нужно в первую очередь воспитывать в ученике. Тогда выполнение любого игрового приема можно представить себе следующим образом:

1) подготовка предварительного состояния ненапряжения, активной легкости и готовности к действию;

2) включение необходимых напряжений (вплоть до самых сильных) для решения данной музыкально-технической задачи;

3) освобождение после действия и возвращение к первоначальному состоянию.

Самой сложной и ответственной является заключительная фаза процесса, а отнюдь не величина потребовавшихся мышечных усилий, как обычно принято думать, ибо опыт постоянно убеждает нас в том, что страшна не сила напряжения, а его закрепление. Иногда нервная система недостаточно быстро переходит от возбуждения к торможению, в результате чего сохраняются отдельные очаги предшествующего состояния. Поэтому, как правило, возбудительный процесс в уже отработавшем нервном элементе по инерции сохраняется еще некоторое время, препятствуя расслаблению мышцы. Если не учитывать данное обстоятельство, то это может привести к «зажиму» исполнительского аппарата.

На примере следующего упражнения можно наглядно объяснить ученику суть искусственного регулирования мышечного тонуса.

Момент напряжения приходится на движение шестнадцатыми, устремленное к сильной доле. После исполнения первой восьмой сразу же начинается расслабление руки: моментальное снятие активности пальца после произведенного удара автоматически ведет к расслаблению всей кисти.

Если по каким либо причинам упражнение не достигает цели, следует, для большей наглядности, рекомендовать ученику играть его, как показано в примере 2.

В данном случае момент расслабления подчеркивается акустической паузой, снятием ноты, находящейся на сильной доле. Фактическое прекращение звучания должно ассоциироваться у ученика с расслаблением. В процессе работы над этим упражнением следует добиваться не силы удара (на сильных долях), а достаточной его скорости. Повторяя упражнение, необходимо следить за тем, чтобы зона мышечного «всплеска» постоянно и постепенно сужалась. Благодаря этому движение становится экономным, технически и эстетически более совершенным. Таков рациональный путь выведения мышечного фактора в сферу подсознания.

Очень точно высказался по этому вопросу современный американский гитарист Ли Райан: «Много написано о том, как играть и извлекать звуки на гитаре, но очень мало о том, как расслабляться и отдыхать в паузах между отдельными построениями и просто между нотами. Важно представлять и понимать, что вы не будете мастером звуков до тех пор, пока вы не станете мастером пауз. Ведь музыка, как и большинство естественных феноменов, состоит из чередования воли, активности и отдыха.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒