Стэнли Йейтс
Гитарная музыка Эйтора Вила-Лобоса: альтернативные источники и исполнительские комментарии1
Введение
Гитарная музыка Вила-Лобоса, как известно, существует в авторском рукописном варианте, но только недавно стало доступно захватывающее содержание этих рукописей. Авторский вариант, о котором идет речь, это автограф Двенадцати этюдов 1928 года (с аппликатурой), а также несколько рукописей Пяти прелюдий. Их копии можно найти в Музее Вила-Лобоса в Рио-де-Жанейро (они находятся там с 1973 года)2.
1 Впервые эта статья была опубликована в журнале Американского общества гитары «Soundboard» летом 1997 (Vol. XXIV, № 1. Р. 7—20), а затем в немецком переводе в журнале «Gitarre & Laute» под названием «Die Musik von Heitor Villa-Lobos, Alternative Quellen und Aufruhrungspraxis» (Vol. XIX, № 6. 1997. P. 55—65). Перевод с английского сделан Ю. Агишевой по изданию: Villa-Lobos’ guitar music: Alternative Sources and Implications for Performance // Soundboard.
2 В Музее Вила-Лобоса есть фотокопия автографа 1928 года, который называется «Etudes pour la Guitarre» (ms. P.200.1.2A), на каждой странице стоят штампы, датированные 14.12.1973 французским издательством Макса Эшига, которое является владельцем этой рукописи. На последней странице рукой композитора написано «Paris, 1928, HVL». Несколько рукописей и копий Пяти прелюдий также находятся в Музее. Среди них: «Preludios Para Violâo» без даты, снова со штампом издательства Эшиг; набросок без даты «Preludio № 1» (ms. P.201.1.41); чистовой вариант «Preludio № 2 [Para] Violäo» (ms. P.201.1.6) без даты, со штампом Эшига; «Preludio № 5» (Р.201.1.10), датированная сентябрем 1940 года, со штампом Эшига; «Preludio № 3» (Р.201.1.10), датированная августом 1940 года, со штампом Эшига. Сравнив несколько подписей на документах и нотных автографах, среди которых авторские наброски к Пяти прелюдиям (Музей Вила-Лобоса Р.201.1.4), и так называемый автограф «Lubrano» Этюда № 5 1929 года, подлинность которого установлена антикварной фирмой «J & J Lubrano» (см.: Matanya Ophee. How does it end? // Classical Guitar. May, 1995. Vol. 13, № 9. P. 14—22), я установил, что это — почерк Вила-Лобоса. Отмечу его некоторые особенности: характерное написание инициалов Вила-Лобоса и сигнатуры (в особенности, букв «H» и «Т»), скрипичного ключа и диезов (которые обычно композитор перечеркивает слева направо сверху вниз); ряд специфических черт нотации Вила-Лобоса: обозначение струны не номером, а буквой, указание пальцев правой руки в кружочках, написание флажолетов нотами, которые соответствуют ладам, а не реальной высоте звука.
Самым интригующим в этих рукописях является автограф Этюдов, который добавляет еще один неожиданный поворот в далеко не полную историю одного из основополагающих произведений для гитары. На каждой странице рукописи есть издательский штамп «reproduit par les soins des Editions Max Eschig». Манускрипт тщательно написан рукой композитора и содержит множество деталей, касающихся исполнения и аппликатуры. Нет сомнения, что перед нами законченный во всех отношениях вариант Этюдов.