Для развития навыков мышления в процессе исполнительства следует:
— сравнить исполнительские планы музыкальных произведений в их различных редакциях (например, сонаты Бетховена в редакциях А. Гольденвейзера и Э. Петри);
— найти в музыкальном произведении ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль;
— составить несколько исполнительских планов одного и того же музыкального произведения;
— исполнить произведения с различной воображаемой оркестровкой;
— исполнить одно и то же произведение в различном воображаемом цветовом освещении (в синем, красном, фиолетовом).
Для развития навыков мышления в процессе сочинения музыки:
— мелодически развить гармонические последовательности на основе генерал-баса;
— подобрать по слуху знакомые песни;
— импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное эмоциональное состояние или художественный образ.
При выполнении проблемных заданий полезно сравнивать варианты решений одного и того же задания. Дискуссии и обсуждения уточняют и развивают процессы мышления учащихся, заставляют их четче формулировать свои позиции и делать необходимые выводы.
Выводы
Музыкальные традиции той или иной культуры предписывают композитору соответствующие ей способы музыкального мышления, что, в общем, при на личии большого таланта не мешает художнику проявлять свою индивидуальность. В зависимости от конкретного вида деятельности в музыкальном мышлении может преобладать либо наглядно-образное начало, что мы можем наблюдать при восприятии музыки, либо наглядно-действенное, как это происходит в момент игры на музыкальном инструменте, либо абстрактно-логическое, которое активизируется при сочетании музыки. Естественно, что когда все эти виды мышления соединяются воедино, можно говорить о высшем проявлении музыкального таланта.
Освоение логики развития музыкальной мысли связано с пониманием таких приемов ее развития, как варьирование, чередование, продвижение, прогрессирующее сжатие, компенсация. Развитию музыкального мышления способствует создание в процессе обучения проблемных ситуаций, в которых имеется противоречие между знаниями и новыми требованиями к ним, что необходимо для решения поставленной проблемы.
Вопросы для повторения
1. Как проявляется музыкальное мышление в зависимости от конкретного вида музыкальной деятельности?
2. При помощи каких приемов композиции осуществляется развитие музыкальной мысли в музыкальном произведении?
3. Каким образом можно развивать музыкальное мышление композитора, исполнителя, слушателя?
Рекомендуемая литература
1. Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
2. Алыиванг А. Русская симфония и некоторые аналогии с русским романсом: Избр. соч. М., 1964.
Б. Воображение___
Музыкальное произведение существует в трех ипостасях, а именно в виде: записанных композито ром нот; живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот; взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя. Во всех этих видах деятельности — создании музыки, ее исполнении и восприятии — обязательно присутствуют образы воображения, без работы которых невозможна никакая полноценная музыкальная деятельность.