Музыкальная психология стр.163

Выводы

В эмоциях и чувствах отражается характер отношения человека к окружающему его миру. Они несут в себе значения — положительные, отрицательные или нейтральные, которые человек придает тем или иным объектам. Музыкант, передающий при помощи своего искусства различные чувства и их оттенки, должен хорошо знать причину их возникновения и характер протекания.

Много эмоций, чаще всего отрицательных, приносят человеку стрессовые ситуации. Небольшой стресс может повышать эффективность деятельности, но чрезмерный уровень напряжения дезорганизует ее.

Принцип моделирования эмоций в музыке имеет много сходного с моделью личностных черт и темперамента, которая была предложена Айзенком. Простая модель основывается на показателях темпа — медленного или быстрого, и лада — мажорного или минорного.

Любое человеческое переживание может быть рассмотрено с точки зрения его направленности — на себя, на другого человека, на высшие нравственные ценности. Выявление типа направленности может многое сказать об уровне нравственной зрелости человека.

Сложные модели эмоций строятся на основе теста ММР1, в котором к каждой шкале, несущей совершенно определенную эмоциональную нагрузку, можно подобрать соответствующие по характеру музыкальные произведения. Однако в большинстве случаев музыкальные произведения несут в себе сложный комплекс различных эмоций и их оттенков, содержание которых может быть приблизительно выражено словесно с помощью словаря эмоций, разработанного

В.Г. Ражниковым.

Вопросы для повторения

1.    В чем состоит отличие эмоций от чувств?

2.    Как моделируются эмоции в музыке?

3.    Как можно выявить эмоциональный состав музыкального произведения?

Рекомендуемая литература

1.    Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

2.    Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989.

4. Воля __________________

«Счастлив тот, — сказал один из философов, — кто в проделанной накануне работе видит следы своей воли».

Современные исследования психологии личности человека, добившегося ощутимого успеха в жизни, говорят о том, что в этом успехе очень часто наибольшее значение имеют не способности, не благоприятное стечение обстоятельств, но твердая воля, ведущая человека к победе. Наряду с проблемой памяти феномен воли вызывает наибольший интерес у широкой публики. Это и понятно, потому что большинство наших успехов в жизни в конечном итоге обеспечивается победой над собой, умением преодолевать свои минутные слабости и природные недостатки в процессе профессионального становления.

Большинство выдающихся деятелей науки и искусства, внесших существенный вклад в общественный прогресс, обладали, как правило, твердой и непреклонной волей. По этому поводу у Бальзака мы находим следующее высказывание: «Не существует больших талантов без большой воли… Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант — это развитая природная склонность, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает» (39. С. 84).

⇐ вернуться назад | | далее ⇒