Эти шкалы могут быть расположены в той же сетке координат, которая используется в модели личности по Айзенку (рис. 7).
В центре рис. 7 расположены шкалы, отражающие нормальный тип реагирования. По периферии окружности расположены профили, отражающие дезадаптив-ное состояние. Условные обозначения шкал: 1 — сверхконтроль, 2 — пессимистичность, 3 — эмоциональная лабильность, 4 — импульсивность, б — ригидность,
7 — тревожность, 8— индивидуалистичность, 9— оп-
Рис. 6. Профиль шкал испытуемых с нормальным типом реагирования (а) и с депрессивным (б)
Рис. 7.
тимистичность, 0 — интроверсия; знак «’» обозначает Т (количество баллов) больше 70, знак «-» означает Т = 50, косая черта означает Т, равное или менее 40. Пятая шкала — мужественности-женственности — в схеме не кодируется.
Каждая шкала MMPI раскрывает определенную существенную черту в личности человека в вербальных понятиях, которые имеют свое значение и на языке невербальной коммуникации, т. е. музыки. Приведем краткое описание каждой шкалы и возможные музыкальные произведения, которые им могут соответствовать.
Первая шкала — ипохондрия. Выявляет тенденции человека к повышенному беспокойству о своем здоровье, страхи и опасения за него. Нередко ипохондрики преувеличивают тяжесть своего заболевания, стараясь переложить свои трудности на плечи окружающих, уходя от решения проблем через демонстрацию своей беспомощности и слабости. Здесь мы не найдем проявления внутренней свободы, спонтанного выражения чувств, но увидим избыточную осторожность, боязливость, требовательность к себе и особенно к другим по части соблюдения социально одобряемых норм.
Музыкальные произведения, несущие в себе признаки первой шкалы:
Рахманинов — Этюды-картины: «Ля минор»,
«До минор», соч. 39;
Онеггер — Пятая симфония, III часть;
Шостакович — Десятая симфония, фрагменты I и II части.
Вторая шкала — депрессия. Говорит сама за себя. Она включает в себя переживания собственной несостоятельности в момент крушения надежд и жизненных планов, страдания, чувства вины и неуверенности в себе. Музыкальные произведения, несущие в себе признаки второй шкалы:
Чайковский — Финал Шестой симфонии;
Сибелиус — Грустный вальс;
Дворжак — Песня матери;
Сарасате — Цыганские напевы, медленная часть;
Шопен — Марш из сонаты си-бемоль минор.
Третья шкала — истерия. Характеризует человека со стороны проявления его динамических свойств. Лица, имеющие высокие показатели по этой шкале, отличаются подвижностью настроения, что обнаруживается в быстрых переходах от слез к смеху; в жестах, мимике, яркости и театральности эмоций при отсутствии подлинной глубины. Истерики склонны к поискам знаков социального внимания и одобрения, и, когда их не оценивают так высоко, как, по их мнению, они того заслуживают, их настроение доходит до истерического аффекта. Музыкальные произведения, несущие в себе признаки третьей шкалы: