Рассказ о гитаре стр.22

Вот мы и закончили сравнительное описание двух гитар. И тут нужно упомянуть о третьей разновидности, которая особенно подходит тем, кто хочет серьезно заниматься гитарой, но пока не в состоянии заказать инструмент у мастера. Некоторые зарубежные предприятия, например одна из фабрик ГДР, выпускают серийные гитары, внешне не отличающиеся от штучных. Хорошее дерево, безупречная отделка, пятислойная шейка, нейлоновые струны. Такие гитары поставляются и в нашу страну. Правда, стоят они втрое дороже простых, зато звучат значительно лучше.

Но и эти гитары уступают, конечно, штучным. Значит, можно сделать вывод: недостаточно подобрать хорошее дерево, тщательно отделать инструмент и натянуть на него нейлоновые струны, чтобы получилась уникальная гитара. Требуется еще и искусство мастера. В чем же оно заключается?

Давайте обратимся к самому мастеру и послушаем, что он расскажет.

а гитарах, сделанных Феликсом Робертовичем Акоповым, играют многие профессиональные исполнители нашей страны. На Всероссийском конкурсе мастеров музыкальных инструментов ему была присуждена первая премия.

Феликс Робертович начинает разговор с того, что гитарный мастер должен в совершенстве владеть столярным ремеслом, обладать хорошим музыкальным слухом и иметь незаурядное терпение. Но это лишь первейшие, самые необходимые условия. А главное в его деле — прежде всего умение согласовывать… противоречия.

Наверное, основное противоречие — между желанием стать мастером как можно раньше и необходимостью десятилетиями развивать интуицию, потому что нет двух одинаковых кусков даже одной породы дерева, и каждый нужно обработать по-своему, интуитивно подбирая нужную толщину. Поэтому мастер обычно начинает делать хорошие гитары годам к пятидесяти.

Но Феликса Робертовича не устраивала такая перспектива, и он обратился за помощью к науке. Прикладывал к разным местам корпуса гитары датчики, подсоединял их к осциллографу и наблюдал колебания. Кое-кто из опытных мастеров с недоверием относился к этим экспериментам, считая, что никакая наука не поможет сделать хорошую гитару. Отчасти они были правы: опыты прибавили знаний об уже сделанном, но не сумели дать никаких общих рецептов на будущее — все из-за той же неодинаковости дерева. Но эксперименты все-таки сделали доброе дело — сократили время на обретение мастерства. Первую хорошую гитару Феликс Робертович сделал в двадцать шесть лет.

Так он разрешил для себя первое противоречие. Противоречие другое. В технике есть широко известное понятие — запас прочности. Обычно чем он выше, тем надежнее конструкция. Гитара с точки зрения техники — тоже конструкция, и каждому мастеру хочется, чтобы его инструменты жили долго. Но запас прочности у хорошей гитары должен быть очень небольшим, иначе корпус получится тяжелым, струны при игре не смогут рас-колебать его, резонанс будет быстро затухать. Но и до предела облегченный корпус тоже делать нельзя: звучит все-таки дерево, и чем его меньше, тем беднее тембр инструмента. Кроме того, натянутые струны могут покоробить слишком тонкую деку, и гитара погибнет.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒