76. Бывают ли у вас внезапные переходы настроения от большой радости к глубокой тоске?
77. Удается ли вам при общении с людьми создавать определенное настроение?
78. Долго ли храните чувства гнева, досады?
79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
80. Могли ли в школьные годы из-за чернильного пятна переписать всю тетрадь?
81. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
82. Часто ли у вас бывают устрашающие сновидения?
83. Возникает ли у вас иногда внезапно представление, что вы можете броситься под колеса мчащегося поезда или вы, находясь около высоко расположенного и открытого окна, можете из него выпрыгнуть?
84. Становитесь ли вы веселым в окружении веселых людей?
85. Такой ли вы человек, что можете отвлечься в достаточной мере от гнетущих проблем, чтобы постоянно о них не думать?
86. Совершаете ли вы внезапные или импульсивные поступки?
87. В беседе вы скорее немногословны, чем говорливы?
88. Могли ли вы, участвуя в театральном представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что вы сами не такой, как на сцене?
Обработка
Подсчитывают сырые баллы по числу совпадающих положительных и отрицательных ответов. Затем сырые баллы умножают на нормирующие коэффициенты. Вычерчивают график — по оси абсцисс откладывают номера шкал, по оси ординат— полученные рабочие баллы. Показатели свыше 14—15 считают признаками акцентуации. Максимальная сумма баллов после умножения — 24.
Тип |
Ответ |
Нормирующий |
акцептации |
на вопрос |
коэффициент |
1 Г ипертимный |
1, 11. 23, 34, 45, 55,67,77 |
|
2. Застревающий |
2,-12, 15,24, 33,37,-46, 56, -59, 68, 78,81 |
|
3. Эмотивный |
3, 13,-25,35,47, 57, 69, 79 |
|
4. Педантичный |
4, 14, 17, 26,-36, 39,48, 58, 61,70, 80, 83 |
|
5. Тревожный |
-5, 16. 27,38,49, 60,71,82 |
|
6. Циклотимный |
6, 18,28,40,50, 62, 72,84 |
|
7. Демонстративный |
7, 19, 22.29,41.44,-51,63, 66, 73, 85, 88 |
|
8. Возбудимый |
8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 |
|
9. Дистимичный |
9,21,-31,43,-53,-65, 75,87 |
|
10. Экзальтированный |
10, 32, 54, 76 |
Тест на определение тревожности (по Спилбергеру)
Прочитайте внимательно каждое из приведенных в табл. 6 предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Подсчет количества баллов осуществляется следующим образом: из суммы ответов на вопросы 2, 3, 4,
5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 вычитается сумма ответов на вопросы 1, б, 7, 10, 13, 16, 19. К полученной разнице прибавляется цифра 35. Суммарный показатель по шкале Спилбергера показывает: до 30 баллов — низкий уровень тревожности, от 30 до 45 — средний уровень, свыше 45 — высокий уровень тревожности (см.: 13. С. 29-31).
Таблица 6
N2 п/п |
Предложения |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
Я испытываю удовлетворение |
|||||
Я быстро устаю |
|||||
Я легко могу заплакать |
|||||
Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие |
о |
||||
Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения |
|||||
Я чувствую себя бодрым |
|||||
Я спокоен, хладнокровен, собран |
|||||
Ожидание трудностей очень тревожит меня |
|||||
Я слишком переживаю из-за пустяков |
! |
||||
Я вполне счастлив |
|||||
Я принимаю все слишком близко к сердцу |
|||||
Мне не хватает уверенности |
|||||
Я чувствую себя в безопасности |
I |
||||
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей |
|||||
У меня бывает хандра |
|||||
Я бываю доволен жизнью |
|||||
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
|||||
Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом не могу о них забыть |
|||||
Я уравновешенный человек |
|||||
Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
Тест на выявление уровня сформированности волевых качеств
ЛИЧНОСТИ1