Повторяемые многократно целенаправленные движения могут вызвать не только непроизвольные перенапряжения многих мышечных групп, но и болевые ощущения. Для музыканта, тем более профессионала, такие движения неприемлемы, ибо они нерациональны.
Целесообразные движения — в отличие от целенаправленных — характеризуются их осознанностью, а следовательно, управляемостью. Осознанность позволяет дифференцировать работу локальных мышечных групп, регулируя тем самым их напряжение. Целесообразные движения базируются на физиологических закономерностях двигательных действий человеческого организма, поэтому они никогда не входят с ними в противоречие, более того — они им полностью подчинены. Только управляемость движениями позволяет совершать их с минимально необходимой затратой силы, что содействует воспитанию стабильных профессиональных навыков и служит показателем жизнедеятельности технического аппарата музыканта. Движение порой занимает по времени доли секунды. При этом четкость и согласованность культивируемых приемов могут и должны быть доведены до совершенства. Итак, все движения, совершаемые человеком, — целенаправленные, но далеко не все они формируются целесообразно. Исходя из специфики двигательного процесса музыканта следует сделать однозначный вывод: поиски целесообразных (оптимальных) осознанно управляемых движений, совершаемых с минимально необходимым применением силы, должны быть в основе исполнительства.
Ищите целесообразные движения!
Ощущения и движения — их взаимосвязь и взаимозависимость: первичность ощущении -вторичность двигательных действий
Двигательные системы музыканта должны отличаться исключительной точностью. В чем суть творческих поисков, при помощи каких технических средств исполнитель может достигнуть требуемой точности воспитываемых инструменталь ных навыков? Каковы пути, ведущие к «верным» техническим решениям? На какой практической основе воспитываются целесообразные движения и в какой последовательности?
В отличие от целенаправленных движений целесообразные должны всегда формироваться на базе их максимальной осознанности, то есть активного психологического контроля.
Следовательно, целесообразные движения отличаются своей психофизиологической направленностью. Но сознание должно, особенно на первом этапе обучения, активно контролировать не только само движение, но те локальные ощущения в мышечных группах, на основе которых это движение формируется. Движения, формирующиеся стихийно, вне осознанного контроля конкретных локальных мышечных ощущений, не могут быть подвластными воле исполнителя. Поэтому каждое сознательно формируемое движение следует рассматривать как сумму запрограммированных ощущений. «Учиться движениям, — значит приобретать новые мозговые процессы*, — писал Штейнгаузен.25
Итак, управляемые целесообразные движения формируются под контролем активного концентрированного внимания (сознания). Однако они всегда носят вторичный характер, в то время как первичными являются ощущения в локальных мышечных группах, то есть, там, где каждое конкретное движение формируется. Следовательно, воспитание первичных двигательных навыков ученика необходимо начинать не с самого движения, а с поисков ощущений в соответствующих локальных мышечных группах. Это и есть основная цель каждого упражнения в предпостановочный и постановочный периоды обучения.