Музыкант и его руки стр.12

«При достижении указанной фазы «приказы» центральной нервной системы, следуя по проводящим путям, беспрепятственно достигают рабочих органов, которые находятся в состоянии, обеспечивающем выполнение этих приказов… Фиксация мышечных ощущений, общая напряженность организма играющего создают отрицательные условия — фазу физиологической рефрактерности, при которой «эффекторный импульс может прийти, но не пройти». Отсутствие проводимости центральных импульсов серьезно затрудняет выполнение соответствующих действий. Таким образом, одна из главных функций целесообразной координации состоит в непрерывной

«подготовительной организации моторной периферии и обеспечении оптимальной проводимости». 22

Другим важнейшим фактором в создании «чуткого» настроя технического аппарата является возможность широко использовать инерционные силы, неизбежно возникающие при выполнении любого двигательного действия.

«В этом случае музыкант получает возможность не только максимально освободить физический аппарат от непроизвольных зажимов и фиксаций, но и разгрузить нервную систему…» от «настороженной реактивности», которая характерна для ранних стадий овладения навыком» и наступает в результате боязни падения руки, непроизвольного торможения руки при ее падении, неизбежно вызывающего перенапряжение мышечных групп, удерживающих руку на весу. «Что же касается экономий усилий в игре, то она очевидна: двигательный процесс здесь совершается в значительной степени сам по себе за счет приобретенной инерции движений… Таким образом, пассивные инерционные движения включаются в игровой акт в качестве важного его компонента и служат одним из показателей его рациональности, свидетельством определенной «виртуозности» инструменталиста во владении своей мышечной системой».

Аналогично по смыслу и высказывание И. Лесмана: «Правильная работа руки возможна лишь при сочетании в ней активных и пассивных движений… масса руки подчиняется мышцам наилучшим образом, если они дают ей насколько возможно работать «самой» в силу механических усилий: двигаться по инерции, падать, покачиваться и т.п.».

И, наконец, современная методика однозначно заявляет о преимуществе весового принципа звукоизвлечения над силовым. Именно в свободно управляемой руке, где созданы условия для фазы наивысшей игровой проводимости и для инерционных движений, принцип весового звукоизвлечения, то есть сочетание веса руки и ее нажима, наиболее эффективен. Весовой способ звукоизвлечения создает оптимальные условия для извлечения естественного звучания при игре на любом музыкальном инструменте.

Движения целенаправленные и целесообразные

Целенаправленные движения совершаются человеком для выполнения определенного действия. Как правило, они не контролируются активным сознанием, носят чисто силовой — стихийный характер и малоуправляемы. Выполняются такие движения по принципу: главное — цель, а не оптимальные средства для ее достижения. Количество силы (сило-приложения) при совершении подобного действия не учитывается — как правило, оно всегда лишнее. Движения подобного рода можно охарактеризовать как недифференцированные.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒