Блюз
Лучше всего завершить этот урок разговором о блюзе. По своей гармонической структуре блюз является предшественником п джаза, и популярной музыки вообще — рэгтайма, свинга, кантри, рока. Главное отличие между блюзом н другими стилями в том, что он основывается на группах в двенадцать тактов, а не в восемь, шестнадцать или тридцать два, как это чаще всего бывает в других стилях. В этих двенадцати тактах используются аккорды первой, четвертой и пятой ступеней, пли тоника, субдоминанта и доминанта, описанные на странице 64. Вот типичный образец аккордов для 12-тактового блюза в тональности С Наклонными линиями показаны четыре доли в каждом такте, па которых нужно играть обозначенный аккорд.
Часто в последнем такте, если всю последовательность нужно повторить, участвуют два аккорда — G и D7. Аккорд 1)7 в таком случае создает напряжение, ощущение ожидания начала. Тогда последний такт нужно было бы показать так:
Перед аккордом D7 в последнем такте можно сыграть не G, а Ат7:
За многие годы появилось бесконечное количество вариантов блюза. Самые ранние блюзовые схемы, сложившиеся еще на рубеже XIX и XX веков и популяризованные В. Хэиди прямо перед началом первой мировой войны, строились так:
Чак Берри во многих своих песнях, включая знаменитую «Johnny В. Good», написанную еще в 50-е годы и до сих пор очень популярную, использовал именно такую схему.
Тот образец блюза, который я назвал «типичным» (с. 76), является также и одной из самых широко используемых схем для исполнения буги-вуги. На следующей странице эта последовательность дана в тональности А, очень удобной для гитары, потому что в пси легко делать смену ак кордов. (При исполнении аккорда Е7 используйте альтернативпуго его схему со страницы 52, потому что она прозвучит лучше.)
Н последнем такте вы можете сыграть два аккорда — А и Е7, точно так же, как раньше вы уже играли два аккорда, (Ї и 07, в тональности С
Я добавил сверху римские цифры І, IV и V, обозначая ступени (тонику, субдоминанту и доминанту); чтобы легче было сыграть этот блюз в других тональностях. Например, в тональности О первая ступень (I) — О, четвертая (IV) — а пятая (V) — А. Прежде чем перейти к следующему уроку, сыграйте блюз в тональностях С и Е, используя одни и тот же образец:
Урок 10
Техники левой руки, мелодии, развернутые последовательности аккордов
Наступил тот этап, когда нам необходимо сделать огромный шаг вперед и изучить несколько сложных техник левой руки. /Два несложных способа активизировать вашу левую руку — это восходящее и нисходящее легато.
Восходящее легато
Можно произвести два соединенных, или слигованиых, звука, пристукнув уже вибрирующую струну пальнем левой руки. Например, возьмите левой рукой аккорд С Прежде чем ударить по струнам, поднимите палец левой руки с пятой струны и защипните эту струну большим пальцем правой руки, как если бы вы собирались играть способом «бас — аккорд». Во время звучания открытой пятой струны пристукните третьим пальцем ее третий лад, изменив таким образом высоту Звучания. (Открытая пятая струна дает ноту А, а третий лад па той же струне — более высокую ноту С.) Теперь продолжите удар большим пальцем правой руки по всем остальным струнам аккорда, иными словами, завершите прием «бас — аккорд». «Пристукивание» дало вам возможность сыграть две ноты на одно движение пальца правой руки, в данном случае это были две начальных басовых ноты.