Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.137

—    тип гласной — А, И, Э;

—    способ артикуляции — широкое вертикальное открытие рта, губы округлые, ноздри раздуты, мягкое нёбо приподнято;

—    атака звука — мягкая, но активная;

—    способ звуковедения — нон легато, переходящее в плот ное легато;

—    основное эмоциональное содержание — строго, торжест венно, воодушевленно.

Главные изменения акустических условий фонации относятся к тесситуре, динамике и к способу артикуляции.

Если широко открыть рот, предельно опустив нижнюю челюсть, то еще до начала пения гортань тоже опускается вниз, и голосовые складки настраиваются на глубокое смыкание, что и лежит в основе грудного механизма фонации.

Что касается атаки звука, то, конечно, твердая атака, сопровождаемая сильным толчком подскладочного воздуха, приведет к более ярко выраженному грудному звучанию голоса, но при этом разрушаются другие ценные вокальные качества — звонкость, свобода голосообразования, кантилена.

Твердая атака для настройки голоса на правильное звукообразование не может быть использована. Злоупотребление ею в пении вообще считается вокальным недостатком. Поэтому для настройки голоса на правильное звучание и в грудном режиме мы использовали в основном мягкую атаку на коротких звуках.

Первые настроечные упражнения те же, что и в первом случае, хотя иной способ артикуляции и низкая тесситура. Начиная, примерно, от Ре1 работаем в диапазоне До1 — Сольь затем расширяем диапазон до октавы: Сольм — Соль! — Ля!. Сила голоса нарастает постепенно, по мере распевания.

Если сразу начать mf или f, то неизбежно появляется сип или напряженность в звучании голоса в результате мышечных зажимов голосообразующей системы. Те же симптомы проявляются, если перейти верхний предел звуковысотного диапазона, т. е. пытаться петь выше Ля1 используя тот же грудной настрой гортани. Поэтому при грудном способе фонации очень важно соблюдать ограничения по звуковысотному диапазону. Малейшие признаки появления излишней напряженности звучания служат показателем верхнего предела высоты на данный период работы.

С целью перенесения грудного звучания, естественно полученного в низкой тесситуре, на более высокие тоны диапазона голоса мелодика вокально-тренировочных упражнений строится на основе восходящих звукорядов. Например,

УПРАЖНЕНИЕ 7

При пении грудным голосом в восходящем направлении более трех звуков подряд на одном дыхании особенно важно не допустить регистровой перегрузки нижних звуков, с которых начинается упражнение, иначе наверху неизбежно появится напряженность в звучании голоса.

Правильное звукообразование при грудном звучании голоса так же, как и в фальцетном регистре, обязательно предполагает: 1) активность краевого смыкания голосовых связок при настрое голосовых складок на глубокое смыкание и 2) сохранение близкой вокальной позиции.

Это отражается на качестве звучания голоса и хорошо контролируется на слух: при вялости краевого смыкания звук становится «ватным», появляется сип из-за утечки воздуха. Этот недостаток устраняется при пении на стаккато. Излишне форсированный звук также может привести к нарушению плотности смыкания верхних краев голосовых складок, т. е. собственно голосовых связок, из-за очень сильного отклонения их уровня от нейтрального положения, когда голосовые складки как бы выворачиваются наизнанку, а в результате во время колебаний не соприкасаются своими верхними краями. Вокальные качества голоса при этом разрушаются. По этому признаку можно выбирать меру «форте», которое доступно данному голосу.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒