Близкая вокальная позиция контролируется резонированием маски. В поисках нужных ощущений хорошо помогает напоминание о природных звуковых сигналах человека, возникающих как защитные реакции: это стон, плач грудного ребенка, писк и пр.
Ощущения близкой вокальной позиции легче добиться при фальцетном режиме работы гортани, чем при грудном, особенно при излишне округлом положении губ. Если у детей уже сформировано слуховое представление о близкой вокальной позиции при фальцете, то сохранить его и при грудном настрое уже легче. Поэтому вокальную работу с детьми в большинстве случаев целесообразнее начинать с фальцета. В процессе дальнейшего исполнения в любом регистре педагог должен неусыпно следить за активностью краевого смыкания голосовых складок и сохранением близкой вокальной позиции, а также постоянно привлекать внимание детей к качествам звучания их голоса, приучать их к самоконтролю во время пения.
Для настройки голосов на смешанное звукообразование выбираем условия, промежуточные между двумя крайними случаями, относящимися к чистым регистрам.
Настроить голос на уравновешенное микстовое звучание легче всего на центральных звуках диапазона при силе голоса mf.
Однако понятие о микстовом звучании голоса не однозначное, а очень широкое и определяется различной степенью смешения регистров в зависимости от высоты тона: на верхних звуках микст должен быть легче, ближе к фальцету, а на нижних — ближе к грудному типу.
На средних же звуках диапазона, регулируя силу голоса, можно добиться различной плотности микстового звучания: чем тише петь, тем легче будет получаться микст, т. е. ближе к фальцетному типу, и наоборот.
Таким образом, исходя из педагогической задачи, нужно создать и соответствующие условия в отношении использования опосредованных методов настройки голоса за счет тесситуры, динамики, способа артикуляции, типа гласного и пр.
Настроить голос на микстовое звучание легче всего именно в середине диапазона голоса. Обычно начинаем со звуков Фа1 — ЛЯ1 умеренным по силе голосом (mp — fm).
Главное, чего нельзя допускать — это регистровой перегрузки микстового звучания на средних тонах. Иначе голоса детей выше До2 начинают звучать напряженно, что является признаком неправильного звукообразования. Выбор типа смешанного звучания в соответствии с высотой тона по всему рабочему диапазону учеников — одна из основных задач вокальной работы, что должно обеспечить и формирование оптимальных качеств звучания голосов детей при исполнении вокальных произведений.
Обычно в литературе указывается на необходимость выравнивания тембрового звучания голоса за счет микста по всему диапазону. В связи с этим необходимо заметить, что весь диапазон певец не может спеть микстовым голосом, так как свои самые высокие звуки (для младших школьников примерно выше Ми2 — Фа2) можно спеть только чистым фальцетом. А поскольку степень смешения регистров различная в зависимости от высоты тона и художественной задачи, то ровного микстового звучания голоса в полном смысле этого слова по всему, даже рабочему, диапазону добиться невозможно, да и нет надобности. Речь должна идти о плавности регистровых переходов, о постепенности облегчения звука при повышении тона, и наоборот.