В поисках красоты тембрового звучания голоса в любом регистровом режиме, а также с целью создания оптимальных условий для работы гортани в процессе фонации необходимо формировать у детей легкое певческое вибрато на тянущихся звуках. Чаще всего оно возникает само по себе при правильном звучании голоса как результат свободного звукообразования по принципу подражания голосу учителя.
Обучение детей пению, основанное на таких принципах и методах, должно выступать как причина, а процесс развития их голоса — как следствие.
Глава 7
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
7.1. Методы диагностики уровня развития общих и специфических способностей детей в процессе обучения пению
Разработка способов диагностики успешного развития учащихся является необходимым условием оптимизации обучения.
Только на основе четких качественных и количественных характеристик результатов обучения можно достигнуть успеха в деле оптимизации управления процессом обучения.
Природные вокальные способности как исходный уровень обнаруживаются прежде всего:
1) по некоторым признакам речи — высоте, тембру, гибкости интонации, диапазону;
2) по спонтанному пению, т. е. импровизированному пе нию знакомого стишка, которое оценивается по следующим параметрам: силе звукового напряжения, чистоте и богатству интервалов, гибкости и упругости голоса и его тембра, мело дической выразительности слов, напевности.
Необходимость исследования и оценки общего и специфического развития школьников в органической связи с обучением имеет методологическое и практическое значение.
В понятие «развитие» в его всеобъемлющем значении входит: движение от простого к сложному, от низшего к высшему, движение по восходящей линии от старого качественного состояния к новому, более высокому качественному состоянию, процесс обновления, рождение нового, отмирание старого.
Материалом для целостной характеристики учащихся их общего развития служат наблюдения за ними во время уроков, в другие моменты школьной жизни, в семье и др.
Учитываются различные стороны поведения ребенка. Например, насколько активен на уроке, потребность в общении с музыкой во внеурочное время, спонтанное пение, музыкальные вкусы, умение наблюдать, замечать, сравнивать, т. е. оценивать вокальное исполнение, самому петь и образно мыслить.
Умение наблюдать характеризует уровень восприятия, анализа и синтеза, абстракции и обобщения, вид мышления.
Важные показатели общего развития учеников — активность и самостоятельность.
Под самостоятельностью в музыкальной деятельности понимается такой комплекс качеств личности ребенка, который помогает ему использовать накопленный на музыкальных занятиях опыт знаний и умений и применять их в новой обстановке в значительной степени без помощи взрослого. Самостоятельность в пении проявляется: в умении чисто и правильно исполнять песню без поддержки голоса педагога или инструмента, на основе музыкально-слуховых представлений; в спонтанном пении, т. е. по собственному желанию.