Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.14

1.3. Сущность противоречий по вопросу о голосовых регистрах

Со времен появления в истории вокальной методики понятий о регистрах человеческого голоса до сих пор наблюдается путаница в терминологии, определяющей эти понятия.

Само название «регистр», упоминаемое впервые в XVIII в., заимствовано из органа, где для получения нового ряда звуков производилось известное перемещение механизма посредством особого жезла, называемого регистром.

Так и в человеческом голосе: используя различные способы звукообразования, можно получить ряды неоднородных по своему характеру звуков, и, если мы сглаживаем регистры, добиваясь того, чтобы не было резкого перехода из одного регистра в другой, то этим мы все же не избавляемся от регистров. Каждый регистр имеет своеобразный характер, более или менее определенное протяжение на звуковой шкале и границу перехода в другой регистр.

Итак, под регистром голоса обычно подразумевают ряд последовательно, один за другим, идущих по звуковой шкале тонов более или менее однородного характера по тембру.

Одни авторы суживали это определение, а другие, напротив, давали ему более распространенное толкование. Некоторые авторы уточняли понятие «регистр» разными дополнениями.

М. Гарена справедливо считал, что регистры покрывают друг друга на известном протяжении, так что некоторые тоны в известных областях звуковысотного диапазона могут принадлежать сразу двум регистрам или могут быть воспроизведены в пении, не смешиваясь.

Н. Надолечный, наоборот, придерживался такого взгляда, что при переходе из одного регистра в другой обязательно происходит постепенная и незаметная замена одного механизма (т. е. способа работы голосового аппарата) другим.

И. Левидов считал, что оба автора правы — каждый со своей точки зрения. Несомненно, что ряд переходных тонов между регистрами может звучать как в относительно более низком, так и в соседнем, более высоком. Выбор регистра при этом зависит от конкретной художественной задачи.

Ф. Заседателев1, обобщая опыт, накопленный предыдущими исследователями, определил основные регистры голоса человека с физиологической точки зрения.

Известно, что разницу регистров можно сгладить искусственными приемами при обучении певцов, т. е. выровнить характер звучания голоса на всем диапазоне. При этом исходным критерием в оценке регистра является акустический, так как по слуховому впечатлению можно заключить о соответствующей настройке гортани и других органов, влияющих на тембр голоса. М. Фомичов писал: «По слуховому впечатлению можно определить, что в голосовом аппарате поющего произошла настройка на один из двух обычных регистров: или на грудной, или на фальцетный (т.е. головной). Акустически разница между этими регистрами проявляется в том, что в грудном звучании большое количество обертонов, отчего звук голоса кажется ярче и даже более громким, в отличие от фальцетного звучания»1.

Так, еще старые итальянские маэстро, не знавшие ни ларингоскопа, ни стробоскопа, ни других физических инструментов для исследования гортани, различали два регистра человеческого голоса: низкий, т.е. грудной (voce di petto), и высокий, для которого употреблялось выражение «фальцет», или головной регистр (voce di testa). Они различали эти два регистра по слуху, нисколько не думая о происхождении того или другого из них. А позже знаменитый немецкий исследователь Иоганн Мюллер исходя из совершенно иного положения, из физиологического эксперимента на гортани трупов, пришел к тому же выводу о двух регистрах. Но со времени изобретения ларингоскопа количество регистров возросло. Дело началось с прибавления нового регистра — микста.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒