Самостоятельное пение является необходимым условием для успешного развития певческого голоса.
Многие специалисты в области музыкального воспитания рассматривают самостоятельность как первый этап в развитии творческих проявлений, как основу творческого отношения к музыке (Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, А. В. Ке-неман, Т. В Волчанская и др.).
Различные авторы по-своему оценивают уровень развития музыкальных способностей детей. Например, Ф. Лысе (Чехословакия) предлагает учитывать следующее: интерес к музыке; спонтанное проявление музыкальности; отношение к упражнениям и исполнению; преодоление препятствий; музыкально-исполнительский энтузиазм; быстрота реакций; качество исполнения заданий.
По данным Н. А. Ветлугиной, при обследовании уровня музыкального развития оцениваются: музыкально-познава тельная сторона (представления о музыке); личностное отношение (интересы и предпочтения); способности восприятия (различение ладо-высотных и ритмических соотношений); способности воспроизведения (качества певческого голоса, ритмичность, выразительность движения); способности творчества (импровизация музыкальных «ответов»).
Личностное отношение к музыке или какому-либо виду музыкальной деятельности, т. е. степень заинтересованности, оценивается по наличию слухового внимания; способности к слуховым дифференцировкам; заинтересованности на уроке; готовности выполнить слуховое задание; по скорости переключения с одного задания на другое.
Способность восприятия музыки и вокального исполнения отражается в умении учащихся самостоятельно анализировать, оценивать и описывать реальное исполнение или услышанное в записи звучание хора, ансамбля или солиста по следующим параметрам: эмоциональное содержание произведения и его соответствие выразительности исполнения; структура формы произведения и основные средства художественной выразительности; качественные характеристики вокального звучания (интонация, динамика, тембр, дикция).
По данным параметрам нами была разработана серия письменных заданий на выявление способности слухового восприятия характера и способа исполнения вокальных произведений (см. приложение I). Результаты ответов учащихся характеризуют их умение слышать, наблюдать, анализировать и рассуждать.
Анализ этих умений и наблюдения за детьми на занятиях позволили нам выделить четыре основные линии оценки общего и специфического развития, отражающие качество их восприятия, представления и воспроизведения в процессе певческой деятельности.
I. Умение воспринимать, т. е. анализировать и описывать характер звучания певческого голоса и качество вокального исполнения, которое оценивали:
— по общему анализу эмоционального содержания и вы разительности исполнения;
— путем анализа формы и средств художественной выра зительности;
— нахождением сходства и различий в качестве звучания и содержания произведения.
II. Образное мышление, которое проявляется в обосновании учащимися своих суждений, опирающихся на непосредственное слуховое восприятие и музыкально-слу ховые представления. Оценивали по качеству и количеству образных сравнений при характеристике художественного образа.