Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.141

Образное мышление является ведущим компонентом мышления. Оно успешно развивается в процессе восприятия и нахождения интерпретации исполняемых произведений.

III.    Качество воспроизведения, характеризую щее уровень развития певческого голоса ребенка по следую щим параметрам:

1)    умение правильно интонировать мелодию и первый ее звук в момент атаки;

2)    звуковысотный диапазон;

3)    динамический диапазон на различной высоте;

4)    тембр, который складывается из следующих факторов:

— регистр (грудной, фальцетный, микстовый) или обертоновая насыщенность тембра (богатый, бедный, разнообразный);

—    вибрато (нормальное, анормальное, совсем отсут ствует) ;

—    вокальная позиция (близкая, далекая, высокая, низ кая);

—    звонкость и полетность;

—    ровность звука по тембру;

—    степень напряженности;

5)    дикция — оценивается по степени:

—    разборчивости;

—    осмысленности;

—выровненности гласных и способу артикуляции;

6)    дыхание — тип и качество фонационного выдоха;

7)    эмоциональная выразительность исполнения.

IV. Отношение к певческой деятельности оценивали по наличию:

—    интереса и внимания на уроке;

■— готовности выполнить любое задание учителя;

—    инициативы (спонтанного пения во внеурочное время);

—    музыкального вкуса;

—    творчества (интерпретации, сочинения).

Основу отношения к пению составляет интерес. Все остальное возникает уже как следствие. Наличие интереса выступает как условие успешного протекания всех умственных операций и формирования певческих навыков.

Оценка результатов по данным параметрам составляет развернутую картину разностороннего общего и специфического развития детей в процессе обучения пению.

Сопоставление данных оценок по результатам использования различных методических систем отражает эффективность той или иной из них для развития общих и специфических способностей.

7.2. Обучающие эксперименты на основе различных режимов голосообразования

Наши теоретические и экспериментальные исследования со всей очевидностью доказали, что дети с самого рождения используют оба типа регистрового звучания.

Результаты вокальной работы с младшими школьниками, свидетельствуют о том, что, несмотря на природную склонность различных детей при голосообразовании к преимущественному использованию того или иного типа регистрового звучания, оно поддается произвольному управлению.

Однако остался нерешенным вопрос: какой же способ звукообразования в отношении регистрового звучания будет наиболее целесообразным с точки зрения эффективности развития певческого голоса детей в условиях коллективного обучения.

Поскольку до настоящего времени между различными специалистами детского пения все еще ведутся споры о том, какое звукообразование (фальцетное, грудное или смешанное) следует брать за основу методики развития детского голоса в процессе вокального воспитания младших школьников до периода наступления мутационного возраста, возникла необходимость постановки специального обучающего эксперимента, что мы и предприняли в нашей опытной работе последних лет.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒