Образное мышление является ведущим компонентом мышления. Оно успешно развивается в процессе восприятия и нахождения интерпретации исполняемых произведений.
III. Качество воспроизведения, характеризую щее уровень развития певческого голоса ребенка по следую щим параметрам:
1) умение правильно интонировать мелодию и первый ее звук в момент атаки;
2) звуковысотный диапазон;
3) динамический диапазон на различной высоте;
4) тембр, который складывается из следующих факторов:
— регистр (грудной, фальцетный, микстовый) или обертоновая насыщенность тембра (богатый, бедный, разнообразный);
— вибрато (нормальное, анормальное, совсем отсут ствует) ;
— вокальная позиция (близкая, далекая, высокая, низ кая);
— звонкость и полетность;
— ровность звука по тембру;
— степень напряженности;
5) дикция — оценивается по степени:
— разборчивости;
— осмысленности;
—выровненности гласных и способу артикуляции;
6) дыхание — тип и качество фонационного выдоха;
7) эмоциональная выразительность исполнения.
IV. Отношение к певческой деятельности оценивали по наличию:
— интереса и внимания на уроке;
■— готовности выполнить любое задание учителя;
— инициативы (спонтанного пения во внеурочное время);
— музыкального вкуса;
— творчества (интерпретации, сочинения).
Основу отношения к пению составляет интерес. Все остальное возникает уже как следствие. Наличие интереса выступает как условие успешного протекания всех умственных операций и формирования певческих навыков.
Оценка результатов по данным параметрам составляет развернутую картину разностороннего общего и специфического развития детей в процессе обучения пению.
Сопоставление данных оценок по результатам использования различных методических систем отражает эффективность той или иной из них для развития общих и специфических способностей.
7.2. Обучающие эксперименты на основе различных режимов голосообразования
Наши теоретические и экспериментальные исследования со всей очевидностью доказали, что дети с самого рождения используют оба типа регистрового звучания.
Результаты вокальной работы с младшими школьниками, свидетельствуют о том, что, несмотря на природную склонность различных детей при голосообразовании к преимущественному использованию того или иного типа регистрового звучания, оно поддается произвольному управлению.
Однако остался нерешенным вопрос: какой же способ звукообразования в отношении регистрового звучания будет наиболее целесообразным с точки зрения эффективности развития певческого голоса детей в условиях коллективного обучения.
Поскольку до настоящего времени между различными специалистами детского пения все еще ведутся споры о том, какое звукообразование (фальцетное, грудное или смешанное) следует брать за основу методики развития детского голоса в процессе вокального воспитания младших школьников до периода наступления мутационного возраста, возникла необходимость постановки специального обучающего эксперимента, что мы и предприняли в нашей опытной работе последних лет.