7.2.1. Обучающий эксперимент 1.
Цель эксперимента 1: изучить влияние различных режимов голосообразования на успешность развития певческих голосов детей при коллективном обучении.
Условия эксперимента: работа проводилась в младшем хоре детской хоровой студии «Горнист» из учащихся общеобразовательной школы № 38 Гагаринского района г. Москвы с 1972 по 1975 гг.
Занятия велись параллельно с двумя равноценными по качеству и количеству группами детей на протяжении трех лет: с 1-го по 3 класс. В каждую группу из 35 учащихся входили как мальчики, так и девочки с различными голосами в отношении регистрового звучания от природы, а также музыкальных и вокальных данных. Обучение вел один и тот же педагог, на начальном этапе использовался одинаковый учебный материал, по единой программе 2 раза в неделю по 1 ч.
Используя разработанную нами методику настройки голосов детей на правильное звукообразование в фальцетном и грудном регистрах, мы вели работу с опытными группами на основе различных голосовых режимов: в I группе использовали фальцетное звукообразование, во II группе — грудное.
Наблюдения за развитием певческих голосов наших опытных групп вели по изменениям качественных характеристик их звучания. Замеры проводились несколько раз:
1) до начала обучения (исходный уровень);
2) в конце первого класса;
3) в конце второго класса;
4) в конце третьего класса.
Качество звука оценивалось в основном методом аудиторского анализа, а также при помощи акустической и электронной техники.
Для сравнения результатов работы в обеих группах мы взяли обобщенные характеристики основных качеств певческих голосов учащихся. К ним относятся:
— качество интонации (плохое, среднее, хорошее);
— звуковысотный диапазон (больше октавы, меньше или равный октаве);
—динамический диапазон (тр — р; mf — тр; f — рр);
— тембральная насыщенность или интегральное количество обертонового состава спектра голоса (бедный спектр, богатый, разный);
— дикция (разборчивая, неразборчивая).
Исходные данные, промежуточные и конечные результаты эксперимента I приведены в табл. 7.
В I гр. — фальцетное звукообразование; во II гр. — грудное и близкое к грудному типу.
Цифры отражают количество детей (общее число их в каждой экспериментальной группе — 35).
Обсуждение результатов эксперимента 1
Из приведенной таблицы видно, что исходные данные по всем выбранным нами основным параметрам в обеих экспериментальных группах примерно одинаковые, а конечный результат разный.
Развитие качественных характеристик звучания голосов происходило неравномерно. Можно отметить качественные скачки в конце 1-го и в конце 3-го классов в обеих группах.
В результате опытной работы у всех испытуемых качество интонирования оказалось хорошим и отличным. Однако развитие других характеристик звучания голосов обеих групп шло по разным направлениям.
Звуковысотный диапазон в I группе стал широким: больше двух октав; во II группе остался узким: не более октавы в низкой тесситуре.