Динамический диапазон обеих групп оказался узким, но на разных уровнях: в I группе — mр — р; а во II группе — mf — mр.
Тембральная насыщаемость: в I группе — отмечена бедность тембра по гармоническому составу; во II группе — звук богатый по тембру.
Разборчивость дикции: в I группе значительно хуже, чем во второй.
Если оценить голос хора в целом, то по всем параметрам, за исключением звуковысотного диапазона, преимущество оказывается у II группы, где обучение вели на основе грудного или близкого к грудному типу звучания. Однако узкий звуковысотный диапазон — это немаловажный недостаток. В результате — большие ограничения в использовании вокального репертуара. Все детские песни написаны, как правило, выше, чем располагается типичный диапазон грудного регистра: Сольм — Соль1 (Ля1).
Кроме того, в результате наших наблюдений было отмечено, что голоса детей, различные по типу регистрового звучания от природы, в условиях коллективного обучения в обеих группах развивались по-разному, особенно в II группе, где значительно улучшилось звучание тех голосов, которые от природы имели склонность к грудному способу фонации и которым подходила данная методика, а остальные развились весьма незначительно. Грудной регистр у детей с высокими, фальцетного типа, голосами звучал тускло и тихо, как фальцет в низкой тесситуре, тогда как у первых звучание грудного регистра в присущем ему диапазоне отличалось звучностью и определенной красотой тембра. В этом проявлялись их индивидуальные различия.
Подобная закономерность имела место и в первой группе, хотя менее ярко выраженно.
Следовательно, использование какого — то одного класса звукообразования для всех детей класса, имеющих от природы различные голоса, нецелесообразно , так как это приводит к тому, что в условиях коллективного обучения развиваются голоса лишь у тех, кому подходит данная методика.
Общее звучание хора при этом имеет свои преимущества и недостатки: в I группе — широкий звуковысотный диапазон при обедненности тембра и динамики; во II — более богатый тембр и большая звучность при ограниченности звуковысотного диапазона.
Данный эксперимент также показал, что голоса детей, несмотря на их индивидуальные особенности, можно настроить на звучание в любом регистре, хотя и с различным результатом в отношении его развития.
Последнее наводит на мысль о том, что в условиях коллективного обучения пению целесообразно будет использовать все возможные типы регистрового звучания голосов детей, что должно дать преимущества в отношении и звуковысотного, и динамического диапазонов, а также разнообразия тембровых красок, т. е. способствовать развитию их голосов.
Результаты эксперимента 1 привели к необходимости постановки обучающего эксперимента 2 с целью проверки эффективности развития детского голоса в процессе обучения пению в хоре в связи с использованием всех голосовых регистров.
7.2.2. Обучающий эксперимент 2
Условия работы на данном этапе исследования были аналогичны предыдущим.
В экспериментальную группу входили 35 учащихся обоих полов без специального отбора по вокальным данным, столь же разнообразных по составу голосов, из учащихся первого классов общеобразовательной школы № 38 Гагаринского района г. Москвы.