Занятия велись по той же программе 2 раза в неделю по 1 ч. Данный обучающий эксперимент продолжался с сентября 1975 по май 1978 гг.
Настройка детских голосов на правильное звукообразование в различных режимах фонации осуществлялась по разработанной нами методике.
Особенностью методики обучения в данном случае явилось поэтапное введение и использование различных голосовых регистров на протяжении всех трех лет опытной работы.
К концу первого года обучения дети экспериментального класса владели в унисон натуральными регистрами своих голосов. Пользуясь фальцетом, они могли петь в диапазоне Лям —Ля2 (Си2), а при грудном способе звукообразования — лишь в нижней части диапазона: Сольм — МИ (Фа^.
Во 2 классе формировался микст, сначала очень легкий, близкий к фальцетному, начиная от средних звуков голоса (Фai—Ля1), постепенно расширяя полученное звучание вверх и вниз по звуковысотной шкале в диапазоне Сим — Фа2.
В 3 классе добивались постепенного обогащения тембра за счет формирования более плотного микста на большей части рабочего диапазона и самых разнообразных его оттенков в связи с исполнительскими задачами, а также в зависимости от высоты тона (в высокой тесситуре использовали легкий микст, близкий к фальцетному, а в низкой — более плотный, ближе к грудному).
Совершенствовалась способность у детей произвольно управлять голосообразованием в различных регистровых режимах: умение скачком и плавно переключаться с одного способа звукообразования на другой.
Решая задачу вокального воспитания, направленную на общее и специфическое развитие школьников, мы старались соблюдать следующие общие требования к методам и организации хоровых занятий в нашем классе.
1. Проводили заблаговременную подготовку к занятию. Определяли его содержание и приемы обучения, учитывая уровень знаний и умений детей; заранее готовили учебный материал (ноты, плакаты, таблицы, картинки, музыкальные инструменты, проигрыватель и пр.).
2. Определяли оптимальную интенсивность певческой на грузки на уроке, места наиболее активной деятельности (певческой и мыслительной) и места расслабления, переклю чения внимания; чередование певческого материала по прин ципу контраста и в порядке нарастания трудности его ис полнения в отношении эмоционального содержания и ос новных звуковых характеристик: диапазона, тесситуры, тем бра, темпа, динамики.
3. На уроках пения старались реализовать принципы вос питывающего обучения через освоение содержания исполняе мого репертуара и способы педагогического общения. Систе ма знаний и умений постепенно формировала элементы осознанного отношения к пению и произвольности усвоения основ вокального искусства. В формировании интереса к занятиям опирались на природную любознательность млад ших школьников, ведя их по пути от умений дифференциро вать различные элементы, относящиеся к певческому про цессу, к анализу и оценке собственной певческой деятель ности.
4. Уделяли большое внимание общему эмоциональному со стоянию детей на уроке. Прежде чем начать занятие, стара лись возбудить у детей желание петь. Шуткой, интонацией голоса и мимикой стремились вызвать их улыбку, что созда вало определенную эмоциональную атмосферу в классе.