5. Соблюдалась четкая структура занятий.
На обычном уроке:
— организационный момент;
— сообщение детям цели занятия, что помогало им дей ствовать целенаправленно;
— распевание, вокально-тренировочные упражнения с эле ментом какой-то новизны задания при повторении;
— новая песня;
— повторение недоученной с прошлого занятия песни;
— индивидуальная и групповая проверка усвоения нового материала;
— повторение и закрепление выученных ранее песен.
Если занятие — урок обобщающего типа или репетиция перед концертом, то структура занятия несколько менялась:
— организационный момент;
— эмоциональный настрой детей на предстоящее ответственное выступление (его цель, значение и пр.);
— распевание на хорошо отработанных вокальных упраж нениях с целью настройки голосов;
— повторение отдельных наиболее трудных фрагментов из различных песен репертуара;
— прогон программы целиком, если репетиция накануне концерта, либо только начало или какой-то фрагмент из каждой песни, если в день концерта.
Имели место и другие варианты структуры занятия.
6. Старались поддерживать оптимальную певческую активность каждого ребенка на всех этапах занятия.
Певческая активность не понимается нами как беспрерывное пение. В значительной степени она выражается на занятии в активном восприятии музыки, пения учителя и других учеников, в анализе качеств звучания голоса, способов звукообразования и использованных вокальных приемов.
Особая форма певческой активности — мысленное пропе-вание при одновременно активной, но беззвучной артикуляции текста с опорой на внешнее звучание голоса учителя, записи или при поддержке музыкального инструмента.
С целью максимально активизировать детей на занятии использовали ряд методических приемов и правил:
— рассаживание по голосам;
— наглядный материал (нотный материал, магнитофон ные записи, пластинки, детские музыкальные инструменты, рисунки и пр.);
— разнообразие видов деятельности на уроке (вслушива ние, анализ музыкального и литературного текстов, сопостав ление, рассуждение, оценка, мысленное пение, игра на дет ских музыкальных инструментах, пение со словами, соль-феджирование, вокализация, смена динамики, темпа и то нальности, исполнение хором и индивидуально, пение вокаль ных упражнений и песен, различных по характеру, и пр.);
— игровые приемы;
— постановка вопросов для активизации мыслительной деятельности и создания определенных целевых установок при прослушивании музыки или пения в живом исполнении или в записи;
— опрос, по возможности, всех учеников, а не только од них и тех же;
— корректность оценки ответов;
— привлечение к контролю и самоконтролю всех: пра вильно ли ответил или исполнил? Почему неправильно? А как надо? Что понравилось и почему? и т. д.