Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.145

5.    Соблюдалась четкая структура занятий.

На обычном уроке:

— организационный момент;

—    сообщение детям цели занятия, что помогало им дей ствовать целенаправленно;

—    распевание, вокально-тренировочные упражнения с эле ментом какой-то новизны задания при повторении;

—    новая песня;

—    повторение недоученной с прошлого занятия песни;

—    индивидуальная и групповая проверка усвоения нового материала;

—    повторение и закрепление выученных ранее песен.

Если занятие — урок обобщающего типа или репетиция перед концертом, то структура занятия несколько менялась:

—    организационный момент;

—    эмоциональный настрой детей на предстоящее ответственное выступление (его цель, значение и пр.);

—    распевание на хорошо отработанных вокальных упраж нениях с целью настройки голосов;

—    повторение отдельных наиболее трудных фрагментов из различных песен репертуара;

—    прогон программы целиком, если репетиция накануне концерта, либо только начало или какой-то фрагмент из каждой песни, если в день концерта.

Имели место и другие варианты структуры занятия.

6. Старались поддерживать оптимальную певческую активность каждого ребенка на всех этапах занятия.

Певческая активность не понимается нами как беспрерывное пение. В значительной степени она выражается на занятии в активном восприятии музыки, пения учителя и других учеников, в анализе качеств звучания голоса, способов звукообразования и использованных вокальных приемов.

Особая форма певческой активности — мысленное пропе-вание при одновременно активной, но беззвучной артикуляции текста с опорой на внешнее звучание голоса учителя, записи или при поддержке музыкального инструмента.

С целью максимально активизировать детей на занятии использовали ряд методических приемов и правил:

—    рассаживание по голосам;

—    наглядный материал (нотный материал, магнитофон ные записи, пластинки, детские музыкальные инструменты, рисунки и пр.);

—    разнообразие видов деятельности на уроке (вслушива ние, анализ музыкального и литературного текстов, сопостав ление, рассуждение, оценка, мысленное пение, игра на дет ских музыкальных инструментах, пение со словами, соль-феджирование, вокализация, смена динамики, темпа и то нальности, исполнение хором и индивидуально, пение вокаль ных упражнений и песен, различных по характеру, и пр.);

—    игровые приемы;

—    постановка вопросов для активизации мыслительной деятельности и создания определенных целевых установок при прослушивании музыки или пения в живом исполнении или в записи;

—    опрос, по возможности, всех учеников, а не только од них и тех же;

—    корректность оценки ответов;

—    привлечение к контролю и самоконтролю всех: пра вильно ли ответил или исполнил? Почему неправильно? А как надо? Что понравилось и почему? и т. д.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒