Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.104

Принцип предшествования слухового восприятия какого-либо музыкального явления его осознанию.

Введение нового понятия или термина должно опираться на слуховое восприятие, полученное ранее. Сначала выучивается какая-то интонация или песня. А затем методом анализа способов исполнения ее или вычленения отдельных элементов музыкального языка через серию вопросов, активизирующих мышление учащихся, вводятся новые понятия.

Основополагающим специфическим принципом в нашей опытной вокальной работе с детьми был принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса.

Это связано с работой голосовых складок, на уровне которых зарождается певческий звук как результат их взаимодействия с энергией дыхания и акустическими свойствами речевого тракта, непрерывно меняющимися в процессе артикуляции различных фонем и словосочетаний.

Основные свойства звука, первоначально закладывающиеся на уровне голосовых складок, обусловливаются типом их колебаний в различных регистрах. И именно певческий звук является сигналом для учителя и ученика в канале обратных связей голос — слух, характеризующим внутреннее состояние голосообразующей системы. Управление певческим процессом за счет регулирования качествами звучания голоса — самый эффективный путь развития певческого го-лоса1. Но для этого учитель должен обладать очень тонко развитым вокальным слухом.

Как известно, голосовой аппарат состоит из трех основных частей: дыхательной системы, артикуляционного аппарата и гортани, где зарождается звук. Во многих последних методических работах подчеркивается комплексность и целостность в работе голосового аппарата благодаря централи-зованности управления и нервным связям. Считается порочной идея воздействия отдельно на дыхание или артикуляцию, так как это якобы приведет к нарушению координации частей в целостной системе. Однако работа над каким-либо навыком дыхательных или артикуляционных движений в отдельности не так уж бессмысленна, как считается, именно благодаря их рефлекторной взаимосвязи.

Например, активизация работы дыхательной мускулатуры не может соответственно не отразиться и на артикуляции. Создаваемое при этом подскладочное давление рефлекторно заставляет голосовые складки более или менее плотно смыкаться и определенным образом колебаться, что отражается на тембре голоса.

В то же время способ артикуляции оказывает взаимооб-ратное влияние на работу дыхательной системы. Каждой фонеме соответствует определенная величина подскладочного давления (Н. И. Жинкин). Конфигурация ротоглоточногору-пора, своеобразная для каждой фонемы, создает различные акустические условия для работы голосовых складок, что также реализуется в тембральнои окраске звука.

Конечно, при одновременной организации правильной работы голосового аппарата в пении создаются наиболее оптимальные условия для формирования певческого звука. Хорошо, если бы во время пения соблюдались с самого начала все правила дыхания и артикуляции одновременно, не говоря о правильной певческой установке, слуховом и зрительном сосредоточении и пр. Однако для детей это очень трудная задача. Они еще не могут распределять внимание сразу на целый ряд раздражителей, произвольно управлять различными комплексами движений, когда нет еще навыков в них. Это очень сложный вид психической деятельности и как путь развития певческого голоса для детей мало доступен.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒