Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.75

Вот почему ритм колыбельных песен всегда размеренный, ровными длительностями создающий впечатление покачивания. Такие песни снимают нервное напряжение, успокаивают ребенка. Ритм марша, напротив, возбуждает, побуждает к движению, так как маршевая музыка обычно имеет пунктирный ритм.

Велико и социальное значение ритма: еще со времен первобытного общества он выполнял организующую роль в коллективном труде. По мнению известного советского искусствоведа А. Сохора, с этого времени у человека выработалась рефлекторная мышечная реакция на любые периодические раздражители. По-видимому, это же явление лежит в основе моторики и механизма подражания у детей. В резонанс с воспринимаемым ритмом нередко вовлекается весь организм и даже биоритмы мозга. При коллективном пении именно ритм является организующим началом, заражая певцов общим настроением.

Знание закономерностей эмоционального воздействия на детей динамических и ритмических особенностей песни имеет принципиально важное методическое значение в отношении управления поведением детей на уроке. Например, было бы нецелесообразно после бурно проведенной перемены в начале урока петь возбуждающую песню. Скорее лучше было бы наоборот.

В одной из своих работ А. Сохор, прослеживая эмоциональное воздействие свойств музыкальных звуков (динамики, ритма), пишет: «Говоря о возбуждении и успокоении, мы фактически сталкиваемся с эмоциями низшего порядка, как у животных. Эти эмоции по существу относятся не к психическим, а к физиологическим реакциям.

Психический акт эмоционального переживания рождается лишь тогда, когда в сознании возникает образ того или иного предмета, который мы оцениваем с точки зрения личного опыта. Эта оценка выражается не только в низших эмоциях, но и в высших, собственно человеческих — так1их, как любовь, ненависть, гнев, нежность, радость, печаль…»1.

Далее А. Сохор подчеркивает, что в основе восприятия высоты, динамики и ритма лежит мышечное чувство, а тембр воспринимается иным образом, «… очевидно анализируется каким-то специальным психо-физиологическим мех2анизмом, о котором мы пока что фактически ничего не знаем»2.

Действительно, физиологический механизм слухового восприятия на сегодня еще мало изучен. Но в отношении тембра голоса певца можно сказать, что он воспринимается и оценивается человеком не без участия мышечного чувства, которое позволяет при этом судить о способе звукообразования и ле жит в основе так называемого «вокального» слуха, о котором речь пойдет дальше.

Тембр голоса — носитель основной информации о характере звучания. По тембру мы различаем типы голосов и отдельных певцов. Следовательно, в тембре голоса заключены основные общие и специфические признаки.

Эти признаки определяются, главным образом, обертоно-вым составом звука и соотношением их энергии в спектре, что создает «цвет» голоса и его индивидуальные оттенки.

Эмоциональная реакция слушателя на тембр голоса обусловливается возникающими у него при восприятии звуков предметными ассоциациями, сложившимися исторически по принципу: что целесообразно. А. Сохор приводит такой пример: звонкая, «металлическая» окраска звука голоса, которая первоначально ассоциировалась с источником такого звука — металлом, материалом прочным и блестящим, идущим на оружие, доспехи, орудия труда и пр., стала восприниматься как приятная, праздничная. А звуки, аналогичные скрипу несмазанной телеги, вызывают неприятное ощущение.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒